Главная > Обзоры и тесты
24 Сентября 2018 года

Белый рояль: видеопроектор DreamVision Siglos 2 X-TRA (тестирование Salonav.com, сентябрь 2018).

Профессиональные инсталляторы люди рациональные: им нравится техника, которая не создает проблем при установке и требует минимум усилий при настройке. Если на проекте работают не только технические специалисты, но еще и дизайнер, аппарат должен обладать способностью к «мимикрии», ведь ему придется вписаться в стилистику зала или гостиной, если под домашний кинотеатр не выделяется отдельное помещение. 

А самому заказчику хочется видеть потрясающую по реализму и выразительности картинку. Лучше, чем у соседа или друзей — пусть завидуют. Супруга клиента не хочет наблюдать в изящном интерьере что-то угловатое и угрожающе технократическое, ей наверняка понравятся мягкие очертания и приятный цвет. Какой именно? Она пока не знает — покажите варианты. 
 
Изображение с разрешением 4K еще очень долго будет оставаться актуальным.
 
Эти требования совершенно очевидны, однако им соответствует далеко не вся техника на рынке. Крупным производителям не интересно подстраиваться под капризы клиентов — это не вписывается в их бизнес-модель. Но тем самым открывается широкое поле деятельности для небольших компаний, как французская DreamVision. Нужен красный или голубой проектор? Не проблема.
 
Пока прогресс отдыхает
 
Сейчас самое время для приобретения проектора для домашнего кино: все основные технологии уже «устаканились», и можно легко предугадать, куда производители будут толкать прогресс дальше. Понятно, что к разрешению 8К. На мой взгляд, это имеет смысл только для очень больших экранов, для нормальных домашних с диагональю до 200 дюймов это уже слишком. К тому же соответствующие бытовые источники появятся еще очень нескоро. Так что изображение с разрешением 4K еще очень долго будет оставаться актуальным.
 
Говорю об этом к тому, что с технологической точки зрения наш герой, DreamVision Siglos 2 X-TRA, еще очень долго не устареет морально, ведь на текущий момент у него есть абсолютно всё, что требуется для серьезной кинотеатральной инсталляции: поддержка HDR10, цветовых стандартов REC.709, DCI-P3 и BT.2020, интерфейс HDMI v2.0b с протоколом HDCP 2.2, полностью моторизованное управление оптикой, поддержка 3D и сертификат THX-3D Display… 
 
Кстати, о трёхмерном кино. В последнее время ажиотаж вокруг него заметно стих. Если раньше телевизор или проектор без 3D практически не имел шансов найти себе хозяина, то теперь этим интересуются главным образом родители с маленькими детьми. Одним из виновников охлаждения стала, на мой взгляд, активная технология, чаще всего применяемая в домашней проекционной технике. Пару раз вы забываете зарядить очки или заменить в них батарейки, а в какой-то момент и о самой функции. Ведь как это ни печально, слабый и не слишком увлекательный фильм не становится лучше только от того, что его изображение имитирует трехмерность. А тут еще нужна возня с очками.
 
Проекторы DreamVision линейки Siglos позволяют выбирать 3D-технологию, чем выделяются на фоне большинства конкурентов, по крайней мере, в этой ценовой категории.
 
Пассивное 3D значительно удобнее: очки легче и не требуют за собой ухода. Так вот, проекторы DreamVision линейки Siglos позволяют выбирать 3D-технологию, чем выделяются на фоне большинства конкурентов, по крайней мере, в этой ценовой категории. Устраивает активная — нет проблем: приобретаете опционный набор из модулятора и очков. Предпочитаете пассивную — заказываете и устанавливаете комплект BEST V. Еще одна дополнительная опция, доступная обычно только для самых дорогих проекторов, это фирменная анаморфная оптическая система Cinemascope, которая позволяет смотреть фильмы в формате экрана 2.35:1 без черных полос сверху и внизу, используя всю площадь матриц и тем самым повышая реальное разрешение видео по вертикали. Главное, что вам ничего не навязывают, вы платите только за то, что реально необходимо.
 
Кроме опционных оптических комплектов, у DreamVision есть еще одно преимущество перед конкурентами: он самый тихий. Если, конечно, сравнивать с проекторами, имеющими равный или сопоставимый световой поток. Снижение шума достигнуто во многом благодаря оригинальному обтекаемому корпусу. Еесли у автомобилей и самолетов важна внешняя аэродинамика, то у проекторов — внутренняя. Вот такие они, французы: нам кажется, что они придумывают необычный и привлекательный дизайн, а на самом деле они решают техническую проблему.
 
Техника против маркетинга
 
Итак, DreamVision Siglos 2 X-TRA — проектор с разрешением 4K (3840 x 2160). В нем используется «движок» с тремя LCOS-матрицами Full HD (1920 х 1080), а итоговое разрешение получается методом 4K-Interpolation, за счет быстрого смещения матрицы при формировании кадра. Эта технология используется и другими производителями, только под другими обозначениями, например, e-Shift – название другое, а смысл тот же самый. Мы уже неоднократно о ней писали, так что не будем повторяться.
 
Проекторы DreamVision линейки Siglos позволяют выбирать 3D-технологию, чем выделяются на фоне большинства конкурентов, по крайней мере, в этой ценовой категории.
 
Можно иногда услышать мнение, что это не так круто, как проекторы с матрицами, имеющими физическое разрешение 4K. Но на самом деле все несколько сложнее. Важно не только количество пикселей, но также их размер. С увеличением разрешения матриц, разработчикам чипов приходится уменьшать размер пикселей, чтобы не допустить кратного увеличения габаритов чипа, что неизбежно привело бы к «распуханию» оптического движка, объектива и всего проектора. Для мощного профессионального проектора это нормально, для него всегда найдется место в кинобудке, а вот для домашнего недопустимо. При этом, как легко догадаться, с ростом разрешения увеличивается не только число пикселей, но и суммарная площадь промежутков между ними. А это значит, что матрица пропускает через себя меньше света, чем равный по диагонали чип с разрешением Full HD. Поясню эту мысль конкретным примером. 
 
Возьмем для сравнения проектор одной очень известной марки с более-менее сопоставимыми характеристиками, оснащенный матрицами с физическим разрешением 4K и диагональю 0,74” (у Siglos 2 X-TRA — 0,7”). Стоит он дороже примерно на 150 тыс. руб., отличается чуть меньшим световым потоком (1800 ANSI лм против 1900 ANSI лм у Siglos 2 X-TRA), хотя в нем используется лампа мощностью 280 Вт (у Siglos 2 X-TRA – 265 Вт). Потребляемая мощность у более дорогого конкурента — 410 Вт, а у Siglos 2 X-TRA — 360 Вт. Скажете, разница между двумя аппаратами совсем невелика? На самом деле она огромна, и мы это поймем, если сравним их по контрастности.
 
У нашего «безымянного» соперника динамическая контрастность — 350000:1, а у Siglos 2 X-TRA — 1300000:1 (статическая — 300000:1, то есть чуть меньше, чем динамическая у аппарата с «реальной» 4K-матрицей). И это неизбежно: чтобы получить высокую контрастность, необходим запас по световому потоку, а он «гасится» малогабаритной 4K-матрицей. Именно поэтому, кстати, мощные офисные или инсталляционные проекторы имеют относительно невысокую контрастность — для них приоритетом является яркость. 
 
Если у автомобилей и самолетов важна внешняя аэродинамика, то у проекторов — внутренняя.
 
Возникает вопрос: что важнее для воспринимаемого нами качества изображения: разрешение 4K на физическом уровне или интерполированное 4K при более высокой контрастности? В обоих случаях разрешение картинки на экране — 4K. Чтобы найти правильный ответ, надо понять, зачем нам нужно высокое разрешение. Конечно, чтобы картинка была более чёткой! — скажет любой из вас и будет прав. Но для субъективного восприятия «чёткости» важно не большее число элементов изображения (пикселей), а микроконтрасты между мельчайшими деталями изображения. Чем выше нативная контрастность проектора, чем лучше он передает перепады яркости между мельчайшими элементами изображения и тем более чёткой воспринимается картинка. Из этого следует вывод: проектор с более высокой контрастностью будет формировать субъективно более чёткое изображение. Вне зависимости от того, получено ли оно матрицами с физическим разрешением 4K или Full HD-чипами с технологией 4K-Interpolation. Замечу, что мы сейчас говорим о компактных домашних аппаратах, работающих на относительно небольшие экраны.
 
В профессиональных проекторах для коммерческих кинотеатров применяются чипы с большей диагональю, поэтому при их конструировании можно обойтись без хитрой 4K-интерполяции. Кстати, Siglos 2 X-TRA смотрел в шоу-руме компании CTC CAPITAL, и на стойке рядом с нашим героем стоял внушительный по габаритам проектор DreamVision Helios, оснащенный не только матрицей с нативным разрешением 4K, но и лазерным источником света — даже в просторном зале он выглядел огромным рядом с компактным Siglos 2 X-TRA. Но вы же понимаете, что они оказались на одной полке совершенно случайно, так что сравнивать их не будем. 
 
Цифровая магия
 
Ни один современный видеопроектор не обходится без цифровых обработок — именно они позволяют преодолеть ограничения проекционных технологий. И если, скажем, увеличение нативной контрастности в аппаратах на LCoS-матрицах достигается за счет совершенствования оптического тракта (в частности, конструкции поляризатора), что обходится очень недешево, то улучшить субъективно воспринимаемое качество изображения можно с помощью обработок видео, и это сказывается на цене аппарата уже не так драматично. 
 
Важно не только количество пикселей, но также их размер.
 
 
Чем выше нативная контрастность проектора, чем лучше он передает перепады яркости между мельчайшими элементами изображения и тем более чёткой воспринимается картинка.
 
 
Обработки применяются практически всеми производителями и, хотя они отличаются по названиям (а иногда и по алгоритму работы), но общий смысл и влияние их на изображение у всех примерно одинаковое. К примеру, все бренды пытаются решить проблему «замыливания» движущихся объектов и недостаточно плавной передачи движения — всё это возникает из-за малой частоты кадров при съемке. У DreamVision эта обработка разделена на несколько систем: Blur Reduction (делает движущиеся объекты чёткими) и 400Hz Crystal Motion (само движение становится плавным, устраняются рывки) — это позволяет при необходимости использовать только ту обработку, что реально нужна. Отдельный режим Low Latency позволяет устранить задержки в играх.
 
С появлением HDR-технологий на цифровые видеопроцессоры были возложены новые задачи, и хотя эта сфера вроде бы стандартизирована, на самом деле могут возникать проблемы с совместимостью. К примеру, в стандарте HDR10 используются параметры MaxCLL (Maximum Content Light Level) и MaxFALL (Maximum Frame-Average Light Level), которые по идее должны иметь определенные фиксированные значения, по крайней мере, для фильмов, выпускаемых на дисках UHD Blu-ray, но в реальности они могут различаться у разных киностудий. Проекторы DreamVision линейки Siglos X-Tra — одни из немногих на рынке, которые умеют считывать значение этих параметров и подстраиваться под них.
 
Истинное качество изображения проектора проявляется без «цифровой магии», когда обработки отключены.
 
Конечно, это не все обработки, применяемые в Siglos 2 X-TRA, но рассказывать обо всех — текст получится слишком длинным. К тому же истинное качество изображения проектора проявляется без «цифровой магии», когда обработки отключены. Конечно, они могут понадобиться, скажем, при демонстрации не слишком качественного контента или в играх. Но одно дело, когда вы активируете видео-DSP по собственной воле или даже капризу, а другое, когда без них смотреть кино невозможно. Но Siglos 2 X-TRA явно не тот случай. Более того, перед началом просмотра проверил, чтобы обработки были отключены и в источнике UHD Blu-ray-плеере OPPO UDP-203. Экран — Draper Targa с диагональю 160”. 

Продукт, готовый к употреблению
 
Обычно все проекторы, которые мы смотрим в демонстрационных залах дистрибьюторов, обязательно проходят калибровку по приборам и тщательную настройку. Но Siglos 2 X-TRA всего лишь достали из упаковки, подключили и навели его оптику на фокус. Дело в том, что эти проекторы точно калибруются еще на фабрике. Давно задаюсь вопросом, почему так не делают остальные производители. 
 
С экраном 160” и обычной отражающей поверхностью (matte white) не пришлось даже трогать настройки яркости и контрастности — картинка была идеальной. Глубина чёрного? О чем вы говорите! Она бездонная.
 
Единственное, что переключал — это пресеты: в общей сложности их 15 (4 готовых + THX + 5 пользовательских и еще 5 экспертных). Аппарат умеет обнаруживать HDR-контент и выбирать соответствующий режим (этот автомат можно при желании отключить), но пресеты для обычных фильмов лучше выбирать самому. При очень большом желании в настроечном меню у Siglos 2 X-TRA есть что «покрутить», так что любители тонкой настройки всего под себя любимого смогут там от души оттянуться. К примеру, в разделе продвинутых настроек изображения (Advanced Picture Mode) есть не только переключение мощности лампы, интенсивности обработки Clear Black, но и выбор режима апертуры (то есть диафрагмы): два автоматических (стандартный и поконтрастнее) и один ручной на 15 положений. А раздел выбора цветового профиля! 20 вариантов! Режимов Film — три: как у фильмов на пленке Eastman Kodak, на пленке Fujifilm или Technicolor. Режимов Anime — два: стандартный и посочнее. В разделе цветовой температуры не только обычные значения, но и два: а-ля Xenon, в которых имитируется спектральный состав света профессиональных коммерческих проекторов. И так далее. В общем, есть чем себя занять.
 
Эти проекторы точно калибруются уже на фабрике.
 
Просмотр начал с демонстрационного диска, на котором собраны фрагменты свежих голливудских блокбастеров — исключительно в 4K и HDR. Как мне показалось, подобраны они были в расчете на телевизоры, причем не самые продвинутые, но никак не на серьезный видеопроектор. Нет, картинка смотрелась замечательно — чётко, очень сочно, эффектно. Даже слишком. Были очень заметны вставки, сделанные на компьютере, их было очень много. Вообще возникало ощущение некоторой ненатуральности, «пластмассовости». Может, в этом виноват проектор?
 
Да нет. Перехожу на свой любимый Blu-ray «Казино Рояль» — совершенно другое дело: картинка стала живой и естественной. Конечно, без компьютерной анимации и здесь не обошлось, но использовали ее строго дозированно и без злоупотреблений. Масштабированием в 4K занимался проектор, в проигрывателе эта функция была отключена. По-быстрому перебрал все готовые пресеты и остановился на THX – он давал идеальное сочетание натуральности, правдоподобия и экспрессивности. Можно сказать и так: самый приятный для глаз режим.
 
 
 
Этот выдуманный мир, населенный актерами и массовкой, казался необыкновенно реалистичным, почти настоящим.
 
По идее, материал в 4K и HDR должен сильно отличаться от Full HD в лучшую сторону большей четкостью и изобилием деталей. Но нет, и без HDR всего хватало. Более того, картинка казалась даже более гладкой, слитной и гармоничной — новейшие 4K-фильмы страдали от избытка несущественных деталей, которые ничего не добавляли к восприятию, но только отвлекали. Как сейчас принято говорить, в них было много информационного шума. А на старом «Казино Рояль» в интерпретации Siglos 2 X-TRA видел только то, что работало на замысел создателей и на эмоциональное впечатление от картины. Этот выдуманный мир, населенный актерами и массовкой, казался необыкновенно реалистичным, почти настоящим. А ты чувствовал себя если не участником событий, то непосредственным наблюдателем. И ведь всё это — в абсолютной тишине, без звука. А если смотреть в сопровождении хорошей многоканальной системы, можно зависнуть перед экраном очень надолго. 

DreamVision Siglos 2 X-TRA
Производитель: DreamVision (Франция)
http://www.dreamvision.net/proj/siglos2x.html 
 
Объективные данные:
 
Матрица: 0,7” Full HD LCoS x 3 || Физическое разрешение матриц: 1920 x 1080 || Разрешение изображения: 4K (3840 x 2160) II Световой поток: 1900 ANSI лм || Источник света: лампа NSH 265 Вт || Ресурс лампы (эко-режим): 4500 час II Контрастность: 130000:1 (нативная), 13000000:1 (динамическая) || Обработка видео: HDR10 (с PQ EOTF), HLG, Low Latency (для игр), Blur Reduction, 400Hz Crystal Motion®, True Cinema Black V (с поддержкой HDR) II CMS: да (по 6 осям) II Цветовые пространства: REC.709, DCI-P3, BT.2020 II Экспертная калибровка: да II Диагональ изображения: 60 — 240” || Кратность зума: 2,0 || Управление оптикой: моторизованное (зум, фокус, шторка объектива) II Сдвиг оптики: ±80% по вертикали, ±34% по горизонтали || Коммутация: 2 х HDMI 2.0b (HDCP 2.2), RS-232-С, Ethernet (RJ-45), 3D Sync., Trigger || Потребляемая мощность: 360 Вт || Шум вентилятора: менее 20 дБ (в режиме пониженной мощности) || Габариты: 505 x 455 x 215 мм || Масса: 15,1 кг || Оформление корпуса: в базе — черный или белый, под заказ — в любом цвете палитры RAL.