Акустические системы TAD CR1 (Тестирование журнала АудиоМагазин #5 (112)'13).

С некоторой натяжкой можно утверждать, что аудиокомпоненты, как и люди, способны производить потомство. Появление вслед за флагманом его уменьшенного и удешевленного аналога (по принципу "то же самое, но за меньшие деньги") — явление повсеместное. Внимание к потомству, конечно же, тем сильнее, чем более велик предок. Ясно, что генеалогическое древо Льва Толстого занимает нас больше, чем семейные связи какого-нибудь младшего научного сотрудника. Потому-то и вызывает такой интерес TAD CR1 — младший брат грандиозной TAD Reference One. Как выяснится, название CR1 (Compact Reference One) немного вводит в заблуждение, но, в общем, точно отражает степень родства. Немного истории Поскольку была затронута тема фамильных отношений, вполне естественно обратиться к предыстории упомянутых выше достижений TAD. Согласитесь, заочное знакомство с творцом выдающихся аудиокомпонентов (а плоды трудов акустического подразделения TAD, возглавляемые Reference One, несомненно, можно считать таковыми) помогает вникнуть в их суть.

Создатель акустических продуктов TAD (а также ряда интереснейших моделей Pioneer) — инженер Эндрю Джонс.

В 1997 году, будучи специалистом с достаточно большим опытом работы в именитых аудиокомпаниях Великобритании и США, он принял предложение Pioneer возглавить конструкторский отдел Technical Audio Device (TAD), находившийся в южной Калифорнии и занимавшийся проектированием высококлассной акустики.

Среди творений Эндрю Джонса есть превосходная модель S-1EX (под маркой Pioneer), о которой мне доводилось писать. Это очень и очень хорошие колонки с по-настоящему рафинированным звучанием.

"АудиоМагазин" (№ 105) рассказывал и о самом известном детище инженерной команды под руководством Джонса — TAD Reference One (R1). В том материале приводятся и мои впечатления от R1, не только российские, но и зарубежные (впервые я услышал эту пару в лондонской Air Studios легендарного продюсера Beatles Джорджа Мартина).

Колонки эти конструировались, как известно, без оглядки на денежные затраты и использованные материалы: no compromise, cost no object. Одно дело, когда за создание чего-то подобного берется представитель сферы High End, пусть и с громким именем. А когда ту же задачу ставит перед собой электронный гигант, который в огромных количествах продает по всему миру — помимо интересующих нас продуктов — телевизоры, холодильники, пылесосы, электробритвы и т. д., это совсем иное. Но Pioneer (силами своего подразделения TAD) может позволить себе смастерить что-то для души, причем, кажется, не особенно напрягаясь.

Довольно скоро у R1 появился младший брат CR1, чье имя (Compact Reference One) говорит само за себя. Конечно, это отнюдь не R1 в уменьшенном масштабе. CR1 — другое изделие, однако

в нем с предельной полнотой реализованы решения, воплощенные во флагмане. В данном смысле это действительно компактные Reference One. Предлагаю взглянуть на CR1 через призму технологий TAD.

Ближе к делу Эндрю Джонс еще до прихода в TAD работал над головкой, в которой излучатели верхней и средней полос размещены на одной акустической оси. Достоинства идеи известны. Совпадение акустических осей излучателей дает возможность унифицировать направленность звучания в районе частоты раздела, в том числе средствами кроссовера, и получить благоприятную общую звуковую картину. Есть и трудности: чтобы избавиться от дифракционных явлений, вызываемых переизлучением ВЧ-сигнала от поверхности СЧ-диффузора, необходимо

уделить внимание форме последнего, а также размеру и форме ВЧ-купола.

В динамике TAD под названием CST (Coherent Source Transducer) 6,5-дюймовый (165 мм) среднечастотник помещен на одной оси с высокочастотником калибра 1,4 дюйма (35 мм). Диафрагмы обоих излучателей изготовлены из бериллия по разработанной TAD технологии осаждения металла из парового состояния на основу. Химический элемент с номером 4, как известно, обладает непревзойденным сочетанием жесткости и массы, но работать с ним непросто и небезопасно (он очень токсичен). Однако, что важно подчеркнуть, для потребителя бериллий

безвреден; мне рассказывали, что рабочий одного подмосковного оборонного предприятия, стремясь доказать это, ел в заводской столовой ложкой из бериллиевой бронзы. Профиль высокочастотной мембраны головки CST получен при помощи аналитической компьютерной методики, которую компания называет Harmonized Synthetic Diaphragm Optimum Method (HSDOM). Судя по спецификациям, динамик дотягивается до 100 кГц.

Ввиду хрупкости бериллия амбразуры CST-динамиков задрапированы мелко перфорированными несъемными металлическими сетками; в данном случае, с учетом высокой технологичности и дороговизны мембран, защитная функция сеток особенно актуальна. Частотный отрезок, ограниченный сверху 250 Гц, отрабатывается 8-дюймовым (200 мм) вуфером, произведенным по фирменной технологии TLCC (Tri-Laminate Composite Cone).В соответствии с ней центральный слой диафрагмы из вспененного акрила заключен между обкладками из арамидного трикотажа. Как и другие создатели динамиков, инженеры TAD стремились достичь оптимального сочетания трех фундаментальных свойств диафрагмы: массы, жесткости и внутреннего демпфирования. Есть основания полагать, что это им удалось.

Важной частью НЧ-головки является необычный гофрированный подвес, который обеспечивает лучшую линейность смещений подвижной системы. С приоритетом линейности связано также то, что в рамках фирменного подхода Optimized Field Geometry Magnet Structure (OFGMS) 4-дюймовая (в диаметре) звуковая катушка длиной 12 мм ориентирована в существенно более

длинном магнитном зазоре: 22 мм.

Для вуфера избрано фазоинверторное оформление; прямоугольный порт размером приблизительно 175 х 25 мм находится у передней нижней кромки корпуса АС. Важно заметить, что канал (порт) образуется только при размещении CR1 на фирменных стойках TAD ST-1, оптимально сочетающихся с колонками как конструктивно, так и по дизайну.

Естественно ожидать, что TAD не пожалела сил и средств на проектирование и производство кроссовера. ВЧ-фильтр, выделяющий полосу CST-головки (High Pass), реализован с использованием катушек без сердечника и пленочных конденсаторов, а НЧ-фильтр (Low Pass) — индукторов с ламинированными стальными сердечниками. Источник этих деталей компания не раскрывает.

Акустика принимает сигнал на две пары высококачественных винтовых разъемов, которые расположены сзади на алюминиевой пластине.

Наконец, о корпусе. В колонках TAD все имеет свое название. Технология корпуса обозначается удачной по смыслу аббревиатурой SILENT (Structurally Inert Laminated Enclosure Technology).

Крепчайший каркас образован соединением обработанного на высокоточных станках пакета многослойной березовой фанеры толщиной 0,9 дюйма с прессованными при высокой температуре панелями MDF. Алюминиевая плита толщиной более дюйма смещает центр тяжести на довольно низкий уровень и стабилизирует конструкцию в целом. Подковообразная верхняя внешняя кромка

и изогнутые боковые части безупречно отделаны очень декоративным шпоном и матовым лаком.

Стойка о трех ногах имеет такое же черное матовое покрытие, как и фронтальная часть акустической системы. Ее соединению с колонкой помогают два штифта на нижней панели АС и два ответных отверстия на опорной платформе стойки; части соединяются при помощи винтов. По завершении монтажа колонка и стойка представляют собой единое целое и выглядят соответствующе.

Музыка под микроскопом

Слова "аудиосистема должна без прикрас передавать все, что есть в записи" имели, имеют и будут иметь мало общего с реальностью. Это не более чем эффектный тезис, некая ментальная

ширма. Аудио неизбежно интерпретирует запись, и наиболее ценный отрезок шкалы качества звучания заключен между двумя уровнями: первый — аппаратура передает музыку в виде откровенной отсебятины (этим порой грешат очень накрученные изделия), второй — она анализирует тело музыки, исследует его как бы под микроскопом.

Акустика TAD претендует на такой сверханалитизм, впрочем, не переходя грань разумного и не доводя музыкальные истины до абсурда. В моем сознании TAD R1 и CR1 потеснили другие подобные АС, например некоторые модели Dynaudio и ATC. Профессиональная родословная TAD (а компания и сейчас играет на этом поле) слышна невооруженным ухом.

Если не принимать во внимание деньги, то владелец TAD представляется мне таким: это искушенный — как в звуковом, так и в музыкальном отношении — человек, которому необходима именно такая высочайшая точность и который слушает, скажем, "Бранденбургский концерт" Баха с партитурой в руках, внимательно отслеживая линии гобоя и basso continuo…

Важно, что колонки формируют доверие к услышанному. Звучание как бы убеждает: если тебе что-то не нравится, то стоит предъявлять претензии звукорежиссеру, микрофонам, музыкантам,

наконец. Но не акустической системе.

CR1 объективно обладают редчайшими достоинствами. Субъективно они мне не нравятся. Слушая колонки TAD, я ощущаю себя в хирургическом отделении, в лаборатории по препарированию музыки на молекулярном уровне. Однако CR1 (перефразируя известное выражение) как бы заявляют, что их звучание — не мармелад, чтобы всем нравиться (хотя большинству людей оно, я знаю, по душе), а просто обязано быть точным. Только правда, ничего, кроме правды, и ничего личного.

По звуковому стилю R1 и CR1, как и следовало ожидать, идентичны. В случае R1 забота об акустических свойствах помещения, обеспечение пространства для инсталляционного маневра и прочие высокозатратные действия образуют неизбежную прибавочную стоимость (почти по Марксу), наподобие, например, полиса каско при покупке машины в кредит. В противном случае акустика не покажет всего, на что она способна. Требования к установке CR1 менее жесткие ("прибавочная стоимость" меньше). Хотя и ненамного, учитывая паспортные параметры модели.

И последнее. Колонки прозрачны не только в музыкальном, но и в системном смысле. Сложно найти инструмент лучше этого для отслеживания любых изменений в тракте.

Акустические системы TAD, в частности CR1, обозначают высочайший конструктивный уровень и предельный уровень звукового аналитизма, что в значительной мере обусловлено профессиональной родословной марки TAD и бескомпромиссностью инженерного подхода.

Из этого вытекают как редчайшие объективные достоинства колонок, так и возможные их субъективные недостатки.

Акустические системы TAD CR1

Тип полочная акустическая система

Акустическое оформление фазоинвертор

Частотный диапазон (–3 дБ), Гц 32—100 000

Количество полос 3 (НЧ – 200 мм, СЧ – 165 мм, ВЧ – 35 мм)

Частоты раздела, Гц 250, 2000

Мощность усилителя, Вт 50—200

Сопротивление (номинальное / минимальное), Ом 4 / –

Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ 86

Габариты, мм 628 x 341 x 444

Масса, кг 46

Купить акустическую систему TAD CR1