Avid Volvere. Очень рекомендуем. (HIFI Pig, октябрь 2016)

Компания Avid Hi-Fi производит проигрыватели винила в широком ценовом диапазоне. Джанин Эллиот удалось познакомиться с проигрывателем Volvere.

Когда я думаю о красивых вертушках, в голову приходит один бренд — Avid. Точная, тщательная сборка и захватывающая дух внешность — они создают устройства, которые стоит послушать.

История Avid началась в 1995 году, и за 21 год бренд признали одним из премиальных производителей вертушек во всем мире, а недавно компания расширила модельный ряд, начав разрабатывать фонокорректоры, акустику, предусилители, усилители мощности, кабели, приборы для настройки, стойки... Список можно продолжать — и к нему присоединятся тонармы и картриджи. На производстве в Кимболтоне, что неподалеку от Хантингдона, они не только создают устройства под брендом Avid, но также разрабатывают продукцию для других компаний в сферах аудио, автомобилестроения, медицины и военной промышленности.

У Конрада Маса есть опыт в хайфае и технологиях. Интерес к хорошему звуку у него проснулся после покупки Connoisseur BD1 с тонармом Acos Lustre — друг предложил, когда ему было 16. И он провел многие часы, пытаясь улучшить этот комплект, что в итоге привело к созданию первого проигрывателя Avid — Acutus T в 1995.

Настройка и технологии

Volvere — проигрыватель с пассиковым приводом, состоящий из двух компонентов и получивший трехточечное подпружиненное субшасси, которое достаточно легко собрать, особенно, если следовать инструкциям в буклете с отличными иллюстрациями. Даже картинки того, что должно быть в коробке, упрощают сборку – другим производителям стоит брать пример. Когда в месяц тестируешь несколько проигрывателей, часы уходят на распаковку, чтение инструкций и попытки собрать все обратно в коробку, а это не самое приятное времяпрепровождение, когда хочется просто слушать музыку.

Как и старшие модели, Volvere состоит из двух уровней: субшасси установлено на основном шасси и усилено W-образной скобой, что добавляет ему жесткости в конкретных точках и перераспределяет вибрации в поглощающие точки деформации, в которых можно выпустить лишнюю энергию. Площадка тонарма находится на субшасси, так что тонарм можно закрепить перед установкой субшасси на основную часть проигрывателя. У корпуса три ножки, входящие в пазы подвески в основном шасси. На верхней части ножек есть поперечные О-образные подвесы, которые растягиваются и крепятся к нижней части субшасси. Такое решение снижает влияние вибраций в вертикальной плоскости, а за счет того, что частота колебаний подвески ниже, чем частота колебаний и картриджа (около 3,5 Гц), при движении подвески картридж все равно движется линейно. Диск изготовлен из цельного алюминия с латунной вставкой на шпинделе, а сверху накрыт несъемным пробковым матом, за счет чего обеспечивает лучшую связь между диском, пластинкой и прижимом.

После установки субшасси вертушку нужно выровнять — для этого в комплекте поставляется шестигранный ключ. Кроме того, можно настроить точки подвески, чтобы они все работали на одной частоте. Нужно учитывать, что из-за тонарма баланс на одной из ножек изменится и частота снизится, так что придется подгонять другие ножки. Обычно этим занимаются продавцы Avid при установке тонарма. Для визуализации можно представить три синусоидальных сигнала, сложенных вместе. В некоторые моменты времени сумма сигналов показывает максимальную амплитуду — причем эти моменты циклично повторяются. На том же принципе основана настройка фортепиано, где настройщики слушают повторяющиеся звуки, играя две ноты с интервалом в четверть.

Большинство вертушек будут после такого сложения сигналов подпрыгивать и вибрировать, и простой системой эти частотные различия не устранить. Уникальная система подвеса Avid эффективно борется и с собственными резонансами, и с внешними вибрациями. Но также не стоит забывать и о колебаниях, которые создает игла картриджа, двигающаяся по канавке: в Avid эти вибрации не передаются тонарму и не поглощаются диском, а уходят в субшасси напрямую через подшипник с помощью мата и клэмпа.


«Мат механически берет на себя разницу в сопротивлении звуковых волн, а потому вибрации остаются в пластинке и передаются подшипнику с помощью центральной латунной вставки, работающей в роли механической точки заземления для вибрации, следом уходящей в субшасси», — объяснил схему Конрад.

Пару лет назад производители начали рекламировать фетровые маты. С ними вибрации попросту оставались, но не рассеивались и не уходили.

Проигрыватель Volvere в версии SP получил блок питания с DSP, регулирующим скорость, и улучшенным трансформатором, что полностью исключает нестабильность вращения, вызванную скачками напряжения в домашней сети. Виброзащита мотора и его стабильность тоже улучшились, поскольку улучшенный трансформатор позволяет двигателю работать во всю силу, отчего снижается уровень шума и вибраций. В сигнале не появляется ничего лишнего, никаких искажений. Модифицированный асинхронный Crouzt на 24 В выдает крутящий момент в 55 мНм, что сопоставимо с прямоприводными проигрывателями. В Avid всегда использовались двигатели этого французского бренда. На полную скорость они раскручиваются за считанные секунды без проскальзывания пассика и за счет этого выигрывают у конкурентов уже на старте. При этом он работает тихо.

В Avid Volvere Sequel SP использован другой блок питания, взятый у Acutus (что прибавляет к цене еще 1 500 фунтов), обладающий крутящим моментов в 140 мНм, давая еще больше контроля над стабильностью вращения. Двойные пассики еще сильнее увеличивают точность вращения и позволяют раскрутить пластинку до необходимой скорости максимально быстро, также исключая возможность проскальзывания. Такая система пассиков дает больше зацепа и больше контроля, при этом продлевая жизнь самих пассиков. Правда, для того, чтобы надеть два пассика на субдиск, пришлось бы иметь сверхгибкие пальцы, если бы Avid не придумали специальную шпильку: пассики надеваются на субдиск и натягиваются на шпильку, расположенную на нижней стороне диска. После того, как диск установлен на шпиндель и совмещен с пазами в вале двигателя, шпилька вынимается, а пассики оказываются на нужных местах. Даже один пассик натянуть на двигатель, расположенный под диском, непросто, что уж говорить о двух, так что эта простая шпилька — очень умное решение, действительно упрощающее жизнь. Главное, не забыть ее вынуть после настройки.

У проигрывателя обновленный стакан подшипника из нержавеющей стали, что улучшило динамику диска, и сам подшипник из карбида вольфрама и опорное ложе из сапфира. Такому подшипнику не нужна смазка, но стоит немало внимания уделить правильной установке элементов проигрывателя и настройке.

Звук

Первое, что я заметила при прослушивании любимых альбомов — это то, какой удивительный контроль проигрыватель имеет над музыкой. Хоть в сетапе из Manley/Krell, хоть в паре с усилителем Entotem Plato, играющем в классе А, музыка была у руля. «If you Wait» от London Grammar — альбом, замечательно сведенный и записанный на 45 об/мин. Композиция «Stay Awake» оказалась очень лиричной, и баса было немало, но голос Ханны Рид оставался спокойным и контролируемым, превращая трек в смесь из Florence and the Machine, Judie Tzuke и Goldfrapp. Музыка трио не самая структурная, но компенсирует это ревербом и эффектами, наложенными на нежный голос, и картридж Benz Silver на тонарме SME 4 передал очень детальную и беспроблемную запись, давая малейшим нюансам задержаться до последней секунды, без единого намека на шум или рокот, просто показывая, почему винил никому и никак не превзойти. «Wasting My Young Years» вышла в 2013 году как сингл, добралась в чарте до 31 позиции, и этот трек выдал хороший и чистый бас, а прозрачность на верхах оказалась поразительной.

Стандартный блок питания Volvere немного сбивает с толку: большая ручка в левой части включает и выключает, а для смены скорости между 33 и 45 оборотами нужно нажать кнопку Speed. Перейти в режим подстройки скорости можно, нажав одновременно кнопки Play и Speed, а после нажимать кнопки по отдельности для регулировки скорости. Я поначалу решила, что большой ручкой как раз регулируется скорость, и повороты влево-вправо позволят ее подстроить. Но это было бы слишком просто. Светодиод возле кнопки Speed меняет цвет — горит зеленым при 33 оборотах и желтым при 45. Правда, на солнечном свету их, как и красный светодиод возле Play, разглядеть непросто.

В процессе я обратила внимание, как точно блок питания контролировал скорость вращения модифицированного 24-вольтового двигателя, позволяя Benz Micro Silver сконцентрироваться на звукоизвлечении. На ремастере Rox Vox «Xanadu» на 180-граммовом виниле от 2015 года есть хорошо различимый гул на 15 Гц в самом начале трека, и комплект из Volvere, SME 4 и Benz отыграл его добросовестно и без каких-либо заминок — проблема в живой записи 1980-го года в Kiel Auditorium, что в Сент-Луисе, Миссури, не прошла незамеченной. Мне не нужно было запускать диск Ortofon с тестовыми сигналами, чтобы понять, что эта комбинация из проигрывателя и тонарма настроена идеально и игла с ними скакать не будет.

Обновленная конструкция подшипника улучшила динамику, добавляя в звучание столько глубины и вкуса, сколько от такого скромного картриджа, как Silver, не ожидаешь. Но и связь между проигрывателем, тонармом и картриджем чувствовалась четкая — они готовы выдавать такой музыкальный звук, какой сложно получить за 4 000 фунтов. Volvere музыку не воспроизводил — он играл и пел.

Вывод

Я люблю тестировать вертушки — всегда интересно, насколько различные ухищрения производители используют для того, чтобы добиться лучшего воспроизведения музыки. Эх, если б только все они собрались вместе и создали наконец идеальный проигрыватель... Но как известно, производить проигрыватели винила можно разными способами.

Avid Volvere, доступный в черной и серебристой расцветках, стал глотком свежего воздуха в области синергии физики и музыкальности. Нет смысла цитировать ТТХ соотношения сигнал/шум или рокота, поскольку цифры неважны, если проигрыватель позволяет мне так явно наслаждаться музыкой.

Премия «Очень рекомендуем»

Качество сборки: смесь технологий, науки, математики и музыки в крепком, хорошо собранном и красивом устройстве.

Качество звука: контролируемое воспроизведение музыки без каких-либо заминок и неувязок.

Цена/качество: проигрыватель стоимостью в 4 000 фунтов получил множество технологий из устройств ценой в 10 000 — 25 000 фунтов, и вертушка за эту цену вышла более чем одаренная.

Неудивительно, что проигрыватели Avid появляются во все большем числе комнат на аудиовыставках.