Баланс в тандеме: предварительный усилитель Musical Fidelity M6 PRE и усилитель мощности Musical Fidelity M6 PRX (Тестирование журнала Салон AV #06’11)

Главным недостатком раздельного усилительного тракта всегда считался лишний интерфейс (читай — линия связи) между предварительной и оконечной секциями. Разъёмы, кабели, контактное сопротивление, постепенно ухудшающееся со временем из-за окисления, — всё это действительно способно несколько испортить звуковую картину. Но этих неприятностей можно избежать, если грамотно реализовать балансное подключение, ставшее стандартом де-факто в профессиональном аудио.

Весь вопрос в том, как организованы балансные входы и выходы. Иногда их делают для галочки, чтобы лишний раз упомянуть в описании возможность более «продвинутого» подключения. Если же сам небалансный — а таких большинство, — то симметричные входы и выходы, как правило, реализуются добавлением в тракт трёх (!) операционных усилителей. Что, как вы понимаете, вряд ли идёт звуку на пользу. Другое дело, когда и предварительный, и оконечный усилители изначально задуманы как балансные, в этом случае в тракте нет ничего лишнего, и влияние дополнительных кабелей удаётся свести к минимуму. Тандем из преда M6 PRE и оконечника M6 PRX от Musical Fidelity спроектирован именно с тем расчётом, чтобы реализовать все преимущества раздельного усиления без ущерба для качества. Первый построен полностью на симметричных каскадах с двухполярным питанием, чем обеспечивается подавление любых помех, как внутренних (шумов и наводок), так и проникающих извне по сети.

При этом за счёт отсутствия чётных гармоник снижаются и нелинейные искажения. По уровню выходного напряжения M6 PRE превосходит даже ламповые предусилители — оно может достигать 19 В RMS при искажениях 0,004%. Конечно, такая амплитуда в реальной жизни ни к чему (чувствительность оконечника M6 PRX по входам XLR не превышает 4,4 В), но есть такой параметр, как overload margin — он-то и даёт представление о классе аппарата. Помимо двух балансных, предусилитель может принимать сигнал по четырём линейным входам RCA, и добавьте сюда всё более востребованную в последнее время возможность подключения винилового проигрывателя с головками МС и ММ. Фонокорректор также отличается повышенной перегрузочной способностью в 29 дБ, что очень и очень неплохо для транзисторной схемотехники. Регулировка громкости, в т.ч. и её сброс в режиме Mute, а также коммутация источников доступны с пульта, большого и удобного. Главное, что я должен сказать об усилителе мощности M6 PRX: не пытайтесь вынуть его из коробки в одиночку — он весит без малого 20 кг. Это действительно серьёзный аппарат с заявленной мощностью 260 Вт в каждом канале при исчезающее малых искажениях (см. подрубрику «7 раз отмерь»), а пиковый ток, отдаваемый в нагрузку, может достигать 140 А.

Предусмотрена коммутация двух комплектов акуcтики А и В, которые выбираются «качелями» на лицевой панели. Есть и сквозной линейный выход, с помощью которого можно легко нарастить систему, подключив, например, к дополнительные усилители и акустику. Выходные клеммы — настоящие позолоченные WBT, здесь обмануться сложно. Выполнены оба усилителя в чернёных алюминиевых корпусах, причём даже у преда M6 PRE боковые стенки имеют профиль теплоотводов, которые выполняют чисто декоративные функции. И деликатный намёк на принадлежность к вечным ценностям — в описании подчёркивается, что изящные матовые шильдики с названием модели изготовлены из медицинской нержавеющей стали. Прогревал я эту связку более трёх суток, и это ещё мало — на одном из британских форумов владелец аналогичного тандема предупредил, что настоящий звук от него следует ожидать не ранее чем через месяц непрерывной работы. У меня такой возможности не было, поэтому «размял» систему привычным способом — диском Densen De-Magic, запущенным на четыре часа с кольцевым повтором.

Для начала всё-таки сравнил балансное и небалансное подключение — и к источнику, и между усилителями. Разница стала заметной, как и я и ожидал, в построении звуковой сцены, хотя кабели были одного производителя и одной и той же серии — Musical Wire Cadence Signature. Те, что с наконечниками RCA, давали картину, сосредоточенную в центре звуковой сцены, в то время как с балансными XLR она оказалась заметно шире и более изящно прорисованной. Если же говорить о связке M6 PRE и M6 PRX, то выявить вклад каждого из них было не так уж сложно. Пред отвечает за коммутацию источников и регулировку громкости, а при слабом входном сигнале — и за его усиление до номинальной чувствительности оконечника. Его тракт должен быть максимально прозрачен, т.е. не вносить шумов и искажений, и иметь низкое выходное сопротивление для лучшего согласования с кабелем. По идее, если в CD-проигрывателе предусмотрена регулировка уровня, можно обойтись и без предварительного усилителя, но, опираясь на некоторый опыт, могу сказать, что многие оконечники при непосредственном подключении играют хуже. Именно так получилось и в нашем случае — соединив балансные выходы Bryston BCD-1 с соответствующими входами M6 PRX и выставив прежний уровень громкости, я получил менее выразительное, какое-то даже безжизненное звучание с акцентированным верхним басом. Кстати, субъективное ощущение подъёма на 90 — 120 Гц возникало и при подключении , хотя наши измерения показали абсолютно линейную частотную характеристику во всём слышимом диапазоне. В остальном тракт абсолютно прозрачен: не вносит ничего лишнего, не упрощает музыкальный спектр и не выпячивает второстепенные нюансы. Оконечник уверенно контролирует акустику и способен без малейших искажений обрушить на слушателя настоящий звуковой шквал. В сочетании с богатой тембральной насыщенностью это производит действительно сильное впечатление, особенно на таких качественных записях, как сборник «Tutti!» от Reference Recording [1]. Симфонический оркестр воспринимается целостно, но при желании можно расслышать почти каждый инструмент. Правильно передаются паузы — послезвучия не обрываются, а медленно растворяются в атмосфере зала. В верхней полосе нет «транзисторной» окраски, причём даже на композициях Radiohead с довольно жёстким спектром [2]. Если сравнивать эту пару с интегральником AMS-351,

тест которого был в мартовском номере, то у неё, возможно, звучание не столь комфортное и породистое, но, если учесть почти трёхкратную разницу в цене, результат можно считать весьма впечатляющим. Главное, чувствуется фирменный почерк Musical Fidelity — внимание к деталям без ограничений по динамике и бережное отношение к самой музыке. А без этого говорить о звуке вообще не имело бы смысла.

ЗАГЛЯНЕМ ВНУТРЬ

Усилитель мощности смонтирован на жёстком алюминиевом шасси с симметричным расположением каналов. В центре расположены внушительный тороидальный трансформатор и два дросселя в сглаживающем фильтре. Такое решение редко используются в транзисторных усилителях из-за массогабаритных показателей, как правило, на это идут в самых бескомпромиссных моделях. В сочетании со сглаживающими конденсаторами (суммарная ёмкость которых достигает 75200 мкФ) мощная катушка индуктивности эффективно подавляет пульсации и благодаря бифилярной намотке (в два провода для шин «+» и «-») фильтрует помехи, проникающие из сети. Выходной каскад построен на комплементарных транзисторах Sanken ST003P/N в 200-ваттных корпусах, по три штуки параллельно в каждом плече. Они установлены на теплоотводах, являющихся боковыми стенками корпуса. Проводка выполнена кабелем большого

сечения, выход на акустику блокируется системой защиты.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

Частотная характеристика фонокорректора m6 PRX.

Полученный результат полностью совпадает с кривой, рекомендованной RIAA, лишь в верхнечастотной области заметно расхождение порядка 0,5 дБ. Фильтра инфранизких частот в схеме корректора нет.

Зависимость КНИ от выходной мощности усилителя m6 PRX.

На 8-омной нагрузке (зелёная кривая) в диапазоне мощностей 0,2 — 5 Вт коэффициент гармоник не превышает 0,0045%, что можно считать выдающимся результатом для столь мощного усилителя. При искажениях 1% выходная мощность составляет 195 Вт. Работа на 4-омную нагрузку сопровождается очень незначительным повышением уровня искажений, а при 40 — 70 Вт разница практически отсутствует. Прирост выходной мощности при этом получается около 125 Вт,

что свидетельствует о высокой энерговооружённости усилителя. Он без проблем сыграется с акустикой, имеющей провалы импеданса.

Спектр гармоник усилителя мощности m6 PRX.

Традиционно спектр искажений снимался при мощности 0,1 от максимальной, в данном случае на 20 Вт. КНИ при этом получился 0,02%, и в основном за счёт 2-й и 3-й гармоник. При этом чётные составляющие имеют меньшую амплитуду, что характерно для усилителя, имеющего балансную схемотехнику. Отсутствие высших гармоник, как правило, свидетельствует о прозрачности верхнего регистра и отсутствии т.н. транзисторного звучания.

Симметрия и двухполярное питание обеспечивает подавление любых помех, как внутренних (шумов и наводок), так и проникающих извне по сети

Тракт абсолютно прозрачен — не вносит ничего лишнего, не упрощает музыкальный спектр и не выпячивает второстепенные нюансы

Правильно передаются паузы — послезвучия не обрываются, а медленно

растворяются в атмосфере зала