Душевное равновесие: цифро-аналоговый преобразователь Musical Fidelity M1 DAC (Тестирование журнала Салон AV #07'11)

За последнее время компания Musical Fidelity выпустила массу новинок в самых разных ценовых категориях. И наряду с такими монстрами, как, например, компоненты серии AMS, появились несколько более доступных аудиофильских моделей. Их себестоимость снижена в основном за счёт оптимизации конструктива с минимальными компромиссами с точки зрения схемотехники и качества комплектующих.
И это действительно так — некоторые параметры преобразователя M1 DAC, в частности, уровень шумов и искажений, даже лучше, чем у флагманского проигрывателя AMS CD*. Конечно, тысячные доли процентов не заметишь на слух, да и цифры в паспорте не всегда говорят о качестве звучания. Поэтому без субъективных тестов никак не обойтись, но прежде, чем перейти к прослушиванию, несколько слов о нашем испытуемом. ЦАП относится к недавно вышедшей линейке M1, все компоненты которой выполнены в компактном формате «миди» с шириной передней панели 22 см. Это позволяет экономить не только деньги, но и место — на полку, где раньше помещался лишь один аппарат стандарта 19 дюймов (48,3 см), таких можно поставить два. А полный комплект, состоящий из транспорта M1 CDT, преобразователя M1 DAC, цифрового контроллера M1 CLiC и усилителя для головных телефонов M1 HPA, работающего в классе А, будет неплохим вариантом для индивидуального прослушивания. Если же вы храните аудиофайлы на компьютере, то для их декодирования как раз и пригодится преобразователь M1 DAC. По интерфейсу USB он способен принимать файлы CD-Audio, mp3, WAV, AAC, FLAC, но разрешением не выше 16 бит/48 кГц. Для PC, работающих под ОС Windows 98, ME, 2000, XP, Vista и Windows7, а также «Макинтошей» под OS X и Snow Leopard дополнительное программное обеспечение не требуется. Сигнал на ЦАП может подаваться также по входам TosLink (оптика), SPDIF (коаксиал) и AES (балансный), по двум последним его параметры могут достигать 24/192. Пульта ДУ нет, нужный вход выбирается кнопкой на лицевой панели. В целом же тракт поддерживает сигнал с частотами дискретизации 32, 44,1, 48, 88,2, 96 и 192 кГц, и каждое конкретное значение индицируется светящейся точкой на лицевой панели. Традиционно для конверторов Musical Fidelity преобразование осуществляется счетверёнными 24-битными ЦАПами «дельта-сигма» в дифференциальном включении. Входящий сигнал с любым разрешением пересчитывается в формат 24/192 и лишь после этого преобразуется в аналоговую форму. Восьмикратная передискретизация сигнала позволяет увести возникающие при этом помехи за верхнюю границу звукового диапазона. За счёт этого значительно упрощается аналоговый фильтр, что всегда благоприятно сказывается на звучании. Выходные каскады построены по балансной схеме на транзисторах, работающих в классе А. Соответственно, имеются и аналоговые выходы XLR, которые также продублированы обычными RCA. При проектировании M1 DAC большое внимание было уделено качеству питания. В частности, переменное напряжение подаётся через балансный ВЧ-дроссель, выполняющий функцию сетевого кондиционера. Несмотря на скромные габариты, аппарат довольно тяжёлый — почти 3,5 кг. Корпус изготовлен и покрашен очень тщательно. Общий дизайн строг, но элегантен. В качестве транспорта я использовал CD-проигрыватель Bryston BCD1, взяв с него сигнал по двум выходам — коаксиальному и оптическому. В первом случае применялся кабель van den Hul 3T The Rock, а во втором — пластиковый Monitor Cable. Должен сказать, что звуковая сцена у этого ЦАПа очень зависит от качества цифровой линии, и после нескольких саундчеков всё же решил остановиться на коаксиале. При переключении на оптику задний план читался не хуже, но мнимые источники в нём не всегда имели верный масштаб, упрощался спектральный состав инструментов. Для начала — быстрая пробежка по тестовым трекам сборника Burmester [1]. Уже неоднократно упоминал, что ЦАП в системе определяет не только чистоту верхнего диапазона, но и структуру баса. Разумеется, многое зависит от акустики, но если нижний регистр правильно не сформирован в источнике, ни один сабвуфер не в состоянии его скорректировать. В нашем случае бас в меру глубок, и хотя не всегда достаточно чёток, особенно у самой нижней границы, зато прекрасно передаёт ритм, заданный контрабасом или бас-гитарой. Если сравнивать M1 DAC с тем же AMS CD, звучание которого я прекрасно помню, то разница очевидна, не всегда очевидны лишь выводы, которые можно сделать. Наш намного более бюджетный ЦАП ничуть не уступает ни по энергетике, ни по утончённости восприятия, у него просто другая подача. У AMS CD вы слышите музыкальное произведение, а затем, если хотите, можете сосредоточиться на партии отдельных инструментов. Здесь внимание выхватывает фрагменты — сразу замечаешь натуральность скрипок, яркость и мощь медной группы и многие другие нюансы, из которых и складывается общая звуковая картина. Кстати о скрипках — из-за очень сложного и специфического спектра этот инструмент самый трудный для цифрового источника. Звучание очень часто замыливается, т.е. тембрально упрощается, либо, наоборот, становится визгливым и неприятным на слух из-за появления лишних гармоник. Для подобного испытания я специально выбрал идеально записанные произведения Сибелиуса для скрипки с оркестром [2]. Именно здесь и сказалась квалификация разработчиков M1 DAC — их новое детище соблюдает безукоризненный баланс между точностью в передаче тембров и комфортностью звучания. Присутствует, как говорится, и «канифоль», и сама виртуозно исполненная музыка. Если и можно на что-то посетовать, то лишь на слегка разреженную атмосферу записи из-за отсутствия самых лёгких ревербераций. Преобразователь отличается очень деликатным отношением к архивным фонограммам [3]. Он не выпячивает шум ленты и правильно передаёт канву каждой музыкальной сценки, тщательно выстроенную двумя великими артистами.

Компактный формат с шириной передней панели 22 см позволяет экономить не только деньги, но и место.

M1 DAC соблюдает безукоризненный баланс между точностью в передаче тембров и комфортностью звучания