Интегральный усилитель Musical Fidelity M6 500i (Тестирование журнала Салон AV #10'12)

И вовсе не потому, что недавно вышедший интегральник относится к премиумному сегменту, у Musical Fidelity есть модели и покруче - Titan, например, или AMS100. Смысл здесь в том, что, по мнению создателей M6 500i, этот монстр обладает всеми качествами, чтобы окончательно решить проблему выбора усилителя и стать последней покупкой.

Для этого в первую очередь было необходимо обеспечить корректную работу с любой акустикой и возможность озвучивать большие помещения. Соответственно, была выбрана конструкция «двойное моно» с раздельными силовыми трансформаторами, выпрямителями и сглаживающими фильтрами для правого и левого каналов. Рекордная выходная мощность – а у M6 500i она заявлена 2 х 500 Вт на восьмиомной нагрузке – достигнута за счёт использования в каждом канале двенадцати составных транзисторов с допустимым током коллектора 15 А. Схема выходных каскадов мостовая, поэтому ни одну из акустических клемм нельзя соединять с «землёй». Эффективный отвод тепла обеспечивается за счёт огромных радиаторов, которые являются боковыми стенками корпуса. Усилитель имеет прочную, надёжную конструкцию, лицевая панель выточена из алюминиевой плиты толщиной 12 мм. Масса M6 500i тоже солидная - 28 кг, и вынимать его из коробки пришлось вдвоём.

Аппарат рассчитан на подключение до пяти источников, в т.ч. одного балансного, через разъёмы XLR. Переключателем на задней панели гнездо AUX может быть переназначено под вход HT (Home Theatre), в этом случае управление громкостью осуществляется во внешнем устройстве – процессоре, AV-ресивере и т.д. Предусмотрен контроль записи Tape/Monitor и выход с предусилителя, который может пригодиться для расширения системы, например, организации bi-amping.

Собственный регулятор громкости – многооборотный электронный с шагом 0,5 дБ. Изменение уровня очень плавное, его удобно контролировать по 7-сегментному светодиодному дисплею, окошко которого находится прямо над крупной ручкой громкости.

Регулировка громкости, в т.ч. и её сброс в режиме Mute, а также коммутация источников доступны с пульта, традиционного для компонентов Musical Fidelity – широкого, с удобно расположенными крупными кнопками.

Как видим, в усилителе имеется лишь минимальный набор функций. И если нехватку USB DAC или фонокорректора легко восполнить внешними устройствами (компания выпускает их на любой вкус и кошелёк), то 12-вольтовый триггер для дистанционного отключения в продвинутой системе домашнего кино с был бы совсем не лишним.

Как и большинство мощных усилителей, новый M6 500i обязательно нужно прогревать хотя бы несколько часов. Для прогона я использовал диск Laibach «Antems», запустив его на полную громкость с периодическим повтором. После этой шумной процедуры из звучания пропала окраска в среднем диапазоне, верхний регистр стал немного прозрачнее, а виртуальные источники в нём приобрели более чёткие очертания.

Сборник классических произведений от Reference Recording [1] уже знаю до мельчайших подробностей, но в этот раз удалось получить и новые впечатления. Звуковая сцена оказалась необычно широкой и прекрасно эшелонированной в глубину. Оркестр словно находился за линией колонок, и ни один инструмент не был к ним привязан – даже треугольник оказался там, где и должен быть, на заднем плане. На некоторых треках появилась мощная басовая составляющая, которая раньше не обращала на себя внимание. Она придала звучанию натуральность и основательность, стала точнее прорисовываться атмосфера зала.

Общая динамика великолепна, на пиках громкости оркестр звучит мощно, с богатейшими тембральными нюансами и при этом открыто и свободно, без малейших усилий и признаков компрессии. Правда, ощущается и склонность, характерная для многих усилителей большой мощности – увеличивать мелкие детали, сохраняя правильный масштаб крупных. Из-за этого пропорции в общей картине, особенно на малой громкости, не всегда достоверны. Но это неизбежная плата за ошеломляющую динамику и колоссальный энергетический потенциал.

Противоположный по характеру, но не менее сложный для киловаттного монстра жанр — камерные произведения, записанные с предельным вниманием к нюансам звучания и формированию пространства [2]. Удивительно точно передаётся фактура медных духовых инструментов, звучание контрабаса не монотонно, тарелки яркие, рассыпчатые, но слух не режут. Виртуальные образы рельефны, а вокал вообще кажется живым - настолько точно передаётся и тембр, и особенности артикуляции. Стоит отметить и нейтральность (не путать с холодностью) усилителя, отсутствие даже малейшей вуали и попыток скрыть какие-либо нюансы. Да, некоторые образы слегка укрупнены, но восприятию музыки это совершенно не мешает, наоборот, общая картина считывается легче. Уверенное демпфирование акустики благотворно сказывается на прорисовке ритмической структуры – моментально реагирующие диффузоры адекватно воспроизводят и удары барабана, и атаку басовой струны. Всегда удивлялся тому, как инженерам Musical Fidelity удаётся добиться оптимального контроля, когда удар чёткий, не размазанный, но и не слишком зажатый.

Так что M6 500i - действительно выход из положения для требовательных меломанов и любителей кино, поскольку отличается породистым хай-файным звучанием и взрывным театральным темпераментом.

КОМПОНЕНТЫ

CD-проигрыватель Primare CD-22 (66500 руб.)

Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)

Кабели:

- межблочные Cardas Golden Presence RCA 0,75 м (34020 руб.),

- акустические Cardas Golden Presence Banana 2,5 м (79990 руб.),

- сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.), Silent Wire AC32 1,5 м (53130 руб.)

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997

2. 20th Anniversary of Chesky Records. 2 CD, Chesky Records, 2006

По мнению создателей M6 500i, этот монстр обладает всеми качествами, чтобы окончательно решить проблему выбора усилителя и стать последней покупкой

Оркестр словно находился за линией колонок, и ни один инструмент не был к ним привязан

Виртуальные образы рельефны, а вокал вообще кажется живым - настолько точно передаётся и тембр, и особенности артикуляции.

Усилитель смонтирован на сборном шасси с симметричным расположением каналов. Возле передней стенки по центру расположена пара внушительных торов Noratel (Норвегия) мощностью около киловатта каждый. Для подавления вибраций центральный проём «бубликов» залит компаундом. Сглаживающий фильтр в питании каждого канала состоит из четырёх конденсаторов 6800 мкФ х 100 В (суммарная ёмкость 54400 мкФ).

Выходной каскад построен на комплементарных составных транзисторах Sanken STD03P/N мощностью 160 Вт, по шесть штук параллельно в каждом плече. Они установлены на теплоотводах, которые одновременно являются боковыми стенками корпуса. Проводка выполнена кабелем большого сечения, при возникновении нештатных ситуаций выход на акустику прерывается мощными контактами реле в системе защиты.

Коммутатор входов электронный, на микросхеме Sanyo LC78211.

7 раз отмерь

Заявленные характеристики Musical Fidelity M6 500i

Выходная мощность (8 Oм), Вт 2 х 500

Максимальное выходное напряжение (RMS, 20 Гц – 20 кГц), В 64

Пиковый выходной ток, А 100

Демпинг-фактор >250

Полоса воспроизводимых частот (+0/-0,1 дБ), Гц 10 – 20000

Коэффициент искажений (20 Гц -20 кГц) % <0,01

Отношение сигнал/шум, дБА >-100

Входное сопротивление, кОм 38

Максимальная потребляемая мощность, Вт 2000

Габариты, мм 440 x 160 x 460

Масса, кг 28

Цена, руб. 213000

Зависимость КНИ от выходной мощности усилителя M6 500i

На 8-омной нагрузке (зелёная кривая) в диапазоне мощностей 1 — 300 Вт коэффициент гармоник не превышает 0,004%, что можно считать уникальным результатом. При искажениях 1% выходная мощность составляет 395 Вт.

Работа на 4-омную нагрузку сопровождается очень незначительным повышением уровня искажений, разница отчётливо видна лишь на больших мощностях. Максимальное значение в этом случае будет ровно 500 Вт, т.е. прирост выходной мощности составит 105 Вт (27%). Так что лучше всего к этому усилителю подобрать акустику без серьёзных провалов импеданса.

Спектр гармоник усилителя мощности M6 500i

Традиционно этот тест мы проводим при мощности 0,1 от максимальной, но в данном случае при 30 Вт в спектре ничего не было видно - настолько малым оказался суммарный КНИ. Соотношение составляющих можно было оценить лишь при подходе к клиппингу, т.е. около 300 Вт. И даже при этом в спектре присутствует только 3-я гармоника, все остальные едва превышают уровень шумов. Явное доминирование нечётной составляющей не характерно для усилителя с балансным трактом. Отсутствие высших гармоник, как правило, свидетельствует о прозрачности верхнего регистра и отсутствии т.н. «транзисторной» жёсткости.