Panasonic AW-UE160. Король умер, да здравствует новый король?

Последние три года недосягаемым лидером в топ-сегменте PTZ-камер была модель AW-UE150. Ее характеристики не давали шанса конкурентам, а требовательные заказчики находили в ней решение своих насущных задач. И вот в конце 2022 года выходит анонс новинки AW-UE160, и мой телефон начинает превращаться в раскаленную сковородку, так как партнеров из региона Центральной Азии стала резко интересовать актуальная информация о новинке. Были стремления переписать тендерные документы, согласовывать с заказчиками замены и так далее. Позднее пришло уточнение от фабрики, что обе модели, и AW-UE150, и AW-UE160 будут существовать параллельно. «Как так? – подумал я, ведь на сравнительных таблицах и в маркетинговых материалах AW-UE160 не оставляет шанса AW-UE150». Все встало на свои места, когда первая демонстрационная камера попала в мои руки на тренинге для партнеров в Астане.

Ниже я хочу поделиться с партнерами из Казахстана и Кыргызстана информацией по новинке AW-UE160 с инженерной точки зрения, но в сравнении с текущим «королем» AW-UE150. Думаю, что перед прочтением будет небесполезно пробежаться по ТТХ. Технические характеристики модели AW-UE150 доступны здесь, AW-UE160 – здесь.

Что нового в 160-ке? Да почти все: новый сенсор, новые приводы наклонно-поворотного устройства, балансные аудиовходы, новая система стабилизации – как оптическая, так и гибридная. Для фанатов IP – сразу в базе есть High Bandwidth NDI и NDI HX2,  опционально доступен ST.2110, а главная вишенка на торте – это фильтр низких частот (low-pass). Им грезит любой специалист, вычитавший в интернете, что это панацея от эффекта муара при съемке светодиодных экранов.

Начнем с самого интересного: совершенно новый сенсор размером 1 дюйм. В отличие от современных трендов роста мегапиксельности матриц (даешь 8К!), с AW-UE160 история совершенно иная. Сенсор имеет разрешение 9,6 Мп, что сразу позволяет понять, что о нативном разрешении 4K (UHD) в виде 2000 телевизионных линий не может идти и речи, о чем фабрика информирует в ТТХ, указывая 1600 телевизионных линий по вертикали. Я проверил на мирах – так и есть. «Вот тебе и новинка»,– сразу расстроится неподготовленный читатель. «Зачем это было сделано? Зачем мы ждали тебя, где мои инновации?».

На самом деле, разрешение положено на алтарь увеличения физического размера каждого пикселя, что дает нам прирост во всех основных характеристиках камеры, а именно: динамический диапазон, низкий уровень сигнал/шум и самое главное – чувствительность. Боже, какая у этой камеры чувствительность – не передать! Даже на максимальном фокусном расстоянии она на уровне лучших студийных камер с тремя матрицами. Если пересказать простыми словами заявленные значения: F14/2,000lx (Low Light), F11/2,000㏓ (Normal), – то на нашем тесте в «Астана Опера» камера AW-UE160 оказалась более светосильной и низкошумящей, чем бокс-камера Panasonic AK-HC1800, а это трехматричный чемпион эпохи CCD.

Меньшее количество мегапикселей на матрице также дарит театралам минимальную задержку вывода сигнала, так как процессору нужно обрабатывать гораздо меньше информации. От объектива до вывода на экране монитора задержка составила всего 2 фрейма. Смотрите фото с наших синтетических тестов (камера AW-UE160 -> микшер AV-UHS500 -> профессиональный монитор BT-LH2170, тракт 12G-SDI).

Но что покорило лично меня, и о чем ничего не говорят сухие цифры, так это уровень и качество шумоподавления. Сказать, что картинка стала гладкой, немыльной, приятной, без мельтешения зерна – это не сказать ничего. 

Скачать сравнительное видео в формате FHD 50p AVCHD PH камеры с усилением 0дБ можно здесь.

Если у вас есть фантазия по работе в хромакейном павильоне – лучше PTZ-камеры AW-UE160 не сыскать. А новые энкодеры для AR/VR на объективе позволят получить прецизионность передачи данных трекинга по протоколу FreeD (IP или Serial RS422), доселе ведомую только внешним устройствам от Mo-Sys. 

Ой, за всей мишурой забыл о 150-ке. Так вот, AW-UE150 будет беспроигрышным вариантом, когда вам нужна звенящая четкость 4K (UHD), соответствующая 2000 телевизионных линий. Это по-своему фантастически круто в сегменте PTZ-камер и позволяет пользователям в локации с хорошей освещенностью получить результат вещательного уровня. Разрешение матрицы в 20,2 Мп является большим плюсом, и именно по этой причине фабрика оставляет данную модель в текущей линейке оборудования. Но на этом преимущества AW-UE150, по моему мнению, заканчиваются.

На фото миры DSC Labs 4K показана наглядная разница разрешения (усиление на камерах 0 дБ). AW-UE150 (слева) – разрешение 2000 ТВЛ, AW-UE160 (справа) – линии не сливаются до 1600 ТВЛ.

И снова о новинке AW-UE160. Теперь рассмотрим главный повод ее приобрести, а именно low-pass фильтр. Данный оптический фильтр позволяет уменьшить или вовсе избавиться от неприятного эффекта муара при съемке светодиодных экранов. Он является несменным, постоянно присутствует в оптической схеме камеры, поэтому выключить его, поднять и прочее – не получится. Оптическая схема камеры рассчитана на работу с low-pass фильтром. Является ли он панацеей и гарантией избавления от муара на экранах? Нет! Я провел тесты с семью разными светодиодными экранами, и на каких-то результат феноменальный, но в паре случаев позитивный эффект минимальный. 

На возникновение муара влияют следующие факторы: расстояния от экрана до ведущего, крупность кадра, яркость на которой работает экран, расстояние до камеры, размер экрана, шаг пикселя экрана (кстати, минимальный шаг не панацея). Если у вас серьезные намерения построить конференц-зал или студию топ-уровня и производить в ней многокамерную съемку, то я настоятельно рекомендую договориться о натурных испытаниях на предмет борьбы с муаром. Если же желания тестироваться нет, а зал строить нужно – смело закладывайте AW-UE160 в проект. Лучшего решения на рынке в этом сегменте сейчас все равно нет.

Теперь надо затронуть инженерный момент, связанный с появлением low-pass фильтра. Увы, если мы одно лечим, то другое приходится калечить: именно появление данного фильтра повлияло на разрешающую способность камеры, так как low-pass фильтр обрезает верхний частотный диапазон, что приводит к уменьшению разрешения, но и устраняет черно-белые искажения (муар). Соответственно мегапиксельная гонка отменилась еще на моменте теоретического проектирования и позиционирования камеры.

Фото натурного сравнения AW-UE160 vs AW-UE150. Светодиодный экран LG, шаг пикселя 1,2 мм. Расстояние от камер до экрана 4,5 м.


Характеристики объектива остались неизменными, то есть: x20 оптический трансфокатор (24,5 мм до 490 мм, в эквиваленте S35 мм), ширина угла от 4 до 75,1 градусов, диафрагменные значения от F2.8 до F4.5. Падение светосилы происходит линейно. Для перфекционистов есть возможность компенсации светосилы автоматическим усилением. Или же из расширенного меню можно задать ограничение на открытие диафрагмы и уже иметь полный контроль над ситуацией. Работу оптического стабилизатора улучшили, «успокоение» картинки происходит молниеносно, можно смело использовать на слайдере и так далее.  

Для театральных специалистов доступна возможность съемки с использованием ИК-прожектора (рекомендация 850 нм) в полной темноте. Камера порадует возможностью физического подъема ИК-фильтра, что значительно повышает качество съемки в таких сложных условиях. Ни одна черная кошка больше не спрячется в темном углу.

Новые приводы наклонно-поворотного устройства, интегрированного в камеру, подарят окружающим тишину даже на максимальной скорости поворота. Значительно улучшена точка начала движения и остановки камерны. При низком уровне чувствительности джойстика вам гарантировано отсутствие рывка на старте движения. 

Пройдемся по интерфейсам. Тут из нового у нас USB 3.0, который можно использовать для подключения 5G-модема, мониторный выход стал поддерживать 3G-SDI (в AW-UE150 был HD-SDI). Ну и куда же без IP. Теперь в базе High Bandwidth NDI (UHD до 250 Мбит/сек) и NDI|HX 2. Опционально доступен ST 2110 и чуть позднее – JPEG XS. SRT, RTMP, RTSP, UDP. Появилась поддержка возвратного сигнала для использования с суфлером или дисплеем, установленным под камерой. Из необычного: новый формат высокоскоростной съемки в FHD 120p (2x High Speed). Для передачи такого сигнала понадобится задействовать оба интерфейса 3G-SDI. 

Планируете использовать камеру в студии, а сигнальные лампы Tally тянуть желания нет? Тогда вам поможет новая индикация Tally на самом устройстве. Она стала крупнее, ярче и лампа теперь дублируется на тыльной стороне камеры.  

Новый фазовый автофокус в AW-UE160 приятно радует, он доступен на прошивке от версии 1.27. Автофокус стал более цепким, быстрым, заметен качественный скачок относительно AW-UE150.

Вопросы удобства работы с цветокоррекцией вышли на новый уровень. Теперь веб-интерфейс может порадовать приятной визуализацией при работе с ручным матрицированием, цветокоррекция стала визуально более понятна неподготовленному пользователю. Появилась возможность быстрого и удобного переноса файлов сцены. Да и ячеек сцен теперь целых 7. На помощь пользователям, у которых нет измерительного оборудования, приходит функционал встроенного Waveform, допускающего активирование на выход 3G-SDI OUT. 

Управление доступно по интерфейсам IP и Serial. Профессионалы оценят поддержку актуальных RCP-панелей AK-HRP1010/HRP1015/HRP250, а также привычных пультов AW-RP150/RP60.

Ну что, понравилась новинка? Если вы уже готовите красивую стенку для установки, тогда вам стоит учесть тот факт, что камера AW-UE160 весит 4,6 кг. Настоятельно рекомендую крепить камеру только на несущие стены, чтобы возможная вибрация не расстроила при работе на большой кратности объектива. Продукт также увеличился по высоте и длине. Смотрите фото крепежной пластины. Мы уже разработали надежное настенное крепление.

Что могу сказать от себя. Продукт крайне интересный, много инноваций! Не зря наши фабричные коллеги говорят, что AW-UE160 – камера вещательного уровня. У меня уже был опыт сравнения новинки с топовыми студийными камерами различных конкурирующих брендов. Было бы неправдой, что AW-UE160 дает картинку уровня AK-UC4000 + линза Fujinon UA 18х5,5. Но, понимая разницу в цене в 5-6 раз, даже скептически настроенные специалисты первых кнопок будут вынуждены согласиться, что эта камера меняет правила игры.

Источник: https://www.avclub.pro