Посвящение Италии: Акустические системы Rosso Fiorentino Volterra (Тестирование журнала АудиоМагазин #6 (107)'12).

Итальянская фирма Rosso Fiorentino Electroacoustics специализируется только на акустике и представляет собой типичный для этой прекрасной страны «бутиковый» бренд, со полным набором черт, свойственных подобному подходу: акцент на воспроизведении живой музыки, преимущественно академической, ручная сборка, немногочисленная команда разработчиков-музыкантов и всего несколько моделей АС в каталоге. Базируется компания во Флоренции. Что касается фирменной табели о рангах, то тестируемые напольники Volterra принадлежат к средней линейке (всего их, соответственно, три, по две-три модели в каждой). А неисчерпаемым источником вдохновения для творений Франческо Рубенни стала Эпоха Возрождения.

Вспоминая Рыжего Флорентийца

Rosso Fiorentino, в переводе с итальянского – Рыжий Флорентиец, прозвище, данное Джованни Батиста ди Якопо, итальянскому художнику-маньеристу, жившему и творившему в первой половине 16 века. В юности он учился в мастерской Андреа дель Сарто, причем одновременно с ним уроки живописи брал еще один основоположник этого, в каком-то смысле, переходного (от Высокого Возрождения к раннему барокко) жанра – Якопо Понтормо. Оба этих имени, как и имя их учителя, самым тесным образом связаны с городом, давшим миру флорентийскую школу. А до них «город цветов» подарил человечеству собственно Возрождение, Микеланджело и Леонардо да Винчи, Галилея, Данте Алигьери и Америго Веспуччи. Трудно переоценить вклад Флоренции в мировую культуру и цивилизацию, сколько ни произноси вдохновенных слов, и какие примеры не приводи – всего будет недостаточно. Так что всем жителям города на протяжении всех периодов его истории, безусловно, есть чем гордиться. Однако лучший способ показать свою гордость и отдать дань уважения – помнить родную историю, быть в нее вовлеченным и ощущать сопричастность к событиям, протянувшимся нитью из прошлого в будущее. Музыка и живопись – не последние «инструменты» для преодоления череды веков без забвения своего происхождения, своих корней и национальной общности. Великая культура жива, пока живет в людях и пока нужна им.

Европейскому менталитету в высокой степени присуще сильное историческое чувство, осознание своей нации и страны как особенной и выделенной. Итальянцы (впрочем, как и французы, и англичане, и другие нации, населяющие европейскую часть нашего континента), любят и уважают свой язык, традиции и культуру. Может быть, без этого чувства выделенной обособленности (не препятствующей интегрированности в окружающее сообщество) в средние века невозможно было выжить в котле войн, непрерывно терзавших Европу. Как бы там ни было, среди европейцев до сих пор жива не мода на «классику», а любовь и знание академического наследия. Поэтому неудивительно, что классическое музыкальное образование имеют все три персоны, связанные с Rosso Fiorentino: глава компании и генератор идей Франческо Рубенни, его отец Мауро Рубенни, успешный финансист и «кошелек» фирмы, а также Клаудио Чертини, инженер-разработчик, в течение своей карьеры поработавший на многие итальянские аудио фирмы и, по его словам, «имевший дело с динамиками практически любого типа». Надо заметить, что кроме гуманитарного академического образования, Франческо Рубенни имеет и техническое, полученное по специальности «аудио техника» в британском Салфордском университете. Ну а живописью невозможно не интересоваться живущим во Флоренции, городе, который сам является музеем под открытым небом, и дает пристанище величайшим картинным галереям мира, таким, как Галерея Уффици.

Названия моделей своих АС авторы выбирают из тосканских городов. Например, Вольтерра – город, в котором находится, может быть, самая знаменитая картина пера Россо Фьорентино – «Снятие с креста». Сьена (и городок Пьенза в ее окрестностях) – вечный соперник Флоренции в средневековых противостояниях городов-республик, причудливо переплетающийся с историей Рыжего Флорентийца благодаря его учителю Андреа дель Сарто. Чертальдо – родной город Джованни Боккаччо. Вершиной должны стать АС, сейчас находящиеся в разработке; называться они будут, естественно, «Флоренция». По словам Франческо, мотивацией для создания акустики является желание передать слушателю любовь всех участников Rosso Fiorentino, — компании, названной в честь одного из самых их любимых художников, — к живой музыке и глубоким эмоциям, возникающим даже при мимолетном касании к наследию Великого Возрождения. Интересно, что, следуя идее активной сопричастности, компания участвует в студийном проекте по записи и изданию высококачественных дисков с академической музыкой.

От лирики к физике

Как уже упоминалось выше, Volterra принадлежат к средней модельной серии Reference. Возможно, «серия» – это громко сказано, потому что, кроме этих напольников, туда входит всего одна модель – полочные Fiesole (сделанные как будто из верхней половинки Вольтерры, с аналогичным набором динамиков). Довольно компактные напольные АС разработаны для помещений средних размеров с учетом некритичности к расположению. В техническом описании озвучиваются очень мягкие требования (скорее, рекомендации) к расстановке колонок – порядка 2 м между АС и до слушателя, и по полметра от задней и боковых стен.

На заявленные 2,5 полосы конструкции приходится целых 4 динамика: два одинаковых драйвера с конусными диафрагмами из номекса (очень жесткими и шероховатыми на ошупь) на мягких широких резиновых подвесах, крупный купольный твитер из шелка (покрытие купола наносится вручную), и интересный супертвитер, установленный в отверстие в три четверти дюйма и прикрытый купольной защитной сеточкой. Относительно нижней полосы говорится, что динамики имеют разное акустическое оформление – фазоинвертор для среднечастотника и закрытый ящик для вуфера. Шелковый купол входит в число стандартных элементов АС, а вот четвертый динамик представляет собой нечто более интересное. Производитель называет его «ribbon diaphragm ultrasonic generator», но пусть здесь вас не обманывает определение «ленточный». Хотя этот излучатель тоже принадлежит к числу «нетрадиционных» (нет магнитной системы и звуковой катушки), он, все же, работает по другому физическому принципу. И по степени распространенности именно в акустике он заметно уступает старым ленточникам и излучателям Хейла, с большим основанием классифицируясь как экзотика (все же ленточники уже давно и уверенно освоили ниву Hi-Fi и High End). Этот излучатель – пьезокерамический, и у него на порядок больше прямых «родственников» в промышленности, нежели в аудио. Работая по обратному пьезоэлектрическому эффекту

(генерирование колебаний в анизотропных кристаллах при приложении электрического напряжения, за счет возникновения дипольных моментов в деформированной кристаллической решетке), он превращает электрическую энергию в механическую, создавая колебания воздуха. Cлово «ленточный» в данном случае характеризует специфическую слоистую структуру пьезоматериала. Насчет этого драйвера есть

информация, что он вступает в работу только с 22 кГц, расширяя полосу частот до 100 кГц. Производитель считает, что привлечение такой «надзвуковой» добавки дает много воздуха, атмосферы и натуральности при воспроизведении музыки. Что ж, как говорится, каждый волен это интерпретировать по-своему. Внутренняя разводка осуществляется медным посеребренным кабелем Van den Hul. Одна пара роскошных акустических терминалов – сделанные по заказу Rosso Fiorentino клеммы из чистой меди с родиевым покрытием.

Корпуса выполнены из древесноволокнистой плиты высокой плотности (HDF) с внутренними асимметричным стяжками и с заполнением внутреннего объема натуральным звукопоглощающим материалом. Великолепно отшлифованные алюминиевые панели сантиметровой толщины, установленные спереди, в верхней и нижней части корпуса, не являются несущими элементами для динамиков, которые закреплены на стенке из HDF под ними. Скорее, это – декоративные накладки, также добавляющие массивности и жесткости конструкции. Порт фазоинвертора средних размеров выведен в верхнюю часть призмы со среднечастотником, сквозь него виден торец твитера – широкая и плоская закрытая камера из белого алюминия. Плоскости призм с легким скруглением граней покрыты черным рояльным лаком – традиционный вариант. Кроме него, в каталоге доступны и другие опции, от спокойного белого лака до бесподобного «цвета морской волны». Разделяющая верхнюю и нижнюю призмы изолированная центральная секция несет в себе сборку кроссовера на отобранных деталях и клеммную группу сзади. Изогнутые боковые стенки этой секции, образующие «талию» АС, придают им исключительно стильный вид. Они покрыты кожей, в нашем варианте – гладкой черной, но на заказ, опять-таки, доступны весьма неординарные решения, включая фактурную крокодиловую кожу. Корпуса колонок заканчиваются призматическими подставками, расширяющимися вперед. От последних они отделены четырьмя ножками-цилиндрами, а сами подставки установлены на массивные широкие шипы-конусы.

Звуковые каноны

При прослушивании мы задействовали две системы, уже знакомых по недавним тестам компонентов TAD, за одним исключением – в Россию наконец-то прибыл предварительный усилитель С600, ставший финальным штрихом в подборке японской электроники. Альтернативная система состояла из компонентов Musical Fidelity – AMS CD, Primo и Titan. Кабели и в этот раз были из референсной линейки JIB, с межблочными соединениями, выполненными по «балансу».

По тестовым трекам с чистыми тонами в комнате прослушиваний CTC Capital АС показали похвальный результат если не по глубине, то (что важнее) по качеству басу – уверенно чистое воспроизведение нижних частот на одном уровне, начиная с 50 Гц. Причем эта «полочка» протянулась довольно далеко, охватив также область верхнего баса и нижних СЧ. В самом низу отдача была небольшой, но тоже с примечательной свободой от искажений. Также оказалось, что Volterra генерируют равномерно плотное и заполненное до самых краев звуковое «пятно» метра полтора в диаметре, причем его устойчивость и степень насыщенности слабо меняются при перемещениях по вертикали и по горизонтали. При установке с удалением от задней стены получилась исключительно глубокая сцена с первым планом, отчетливо фиксируемым на слух примерно в 2 м за колонками.

Что касается стиля звучания, то тут все обстоит весьма интересно. Акустика явно не зря носит имя Рыжего Флорентийца, знаменитого своим свободным стилем и тяготением к различным экспериментам, вроде бы и укладывающимся в каноны, но порой выходящим за их рамки. К звучанию Volterra очень просто привыкнуть и сформировать вокруг них некоторый круг звуковых понятий – но на очередной записи они могут удивить неожиданным поворотом сюжета, опровергающим предыдущий опыт. К тому же, Volterra можно назвать акустикой-хамелеоном, удивительно ловко подстраивающимся под систему электронных компонентов и сильно меняющим характер в зависимости от окружения. Поэтому, составив определенное представление о звуке этой элегантной парочки с помощью какого-то набора компонентов, надо не забыть переключить их на другой комплект – и все предстанет совершенно в ином свете. Причем речь тут не идет ни о капризности к записям, как таковой, ни о мониторной прозрачности собственно акустики. Нет, АС явно имеют свой стиль, и их собственный характер неизменно накладывается на почерк и специфику поддерживающей электроники, но каждый раз – в весьма неожиданном ракурсе.

В первом из доступных вариантов в тесте Volterra выдали звук, показавшийся довольно близким к школе Sonus Faber – насыщенное телесное воспроизведение с хорошей плотной атакой и осязаемыми великолепно разделяющимися тембрами. Причем это разделение делалось так легко и непринужденно, что даже не обращало на себя внимания (это же относилось к темпоритму и прохождению динамических пиков – безупречно, спокойно и чисто). В области середины и нижних ВЧ показалось чуть маловато воздуха (тоже близко к манере упоминавшегося выше бренда), но все инструментальные и голосовые линии подавались неизменно выпукло и детально. При этом крупная оркестровая форма показалась несколько статичной. Однако как только я решила, что «вычислила» почерк этих АС, упоминавшиеся выше сюрпризы не замедлили последовать. Во-первых, наблюдавшаяся оркестровая статичность оказалось связанной не с базовыми характеристиками акустики, а с недостаточным контролем со стороны усилителя. При замене TAD 4300 на Musical Fidelity Titan ситуация радикально изменилась. Да и вообще система MF продемонстрировала с Volterra значительно более свежий, острый и пластичный характер, который заметно отошел от репера Sonus Faber и сместился на противоположный край (если искать сходный почерк среди итальянских брендов, то, наверное, ближе всего окажется стиль New Audio Frontiers). В записях прорезались и стали тонко посверкивать верхушечки звуков, барокко ожило и заиграло кокетливо и подвижно, АС в целом перестали казаться плотными и насыщенными в середине и стали нейтрально умеренными. Темп тоже субъективно сдвинулся и стал легким и стремительным. Однако в обоих вариантах сохранился очень хороший эмоционально точный вокал и общий верный настрой.

Таким образом, для повышения информативности звучания и улучшения микродинамики, лучшего контроля и разделения линий низко настроенных инструментов, а также для большей пластичности и подвижности воспроизведения в целом акустике настоятельно требуется усилитель помощнее и покрепче на сложной нагрузке, и пусть вас в этом плане не обманывают компактные размеры АС.

Вывод

Стильная и элегантная АС, разработанная для не очень больших помещений и идеально в них вписывающаяся. В своем ценовом диапазоне дает абсолютно конкурентоспособное звучание. АС могут играть по-разному в окружении разных компонентов, позволяя владельцу «настраивать» звук, подачу и жанровое разнообразие прослушиваемой музыки под себя. Отличная стабильная и плотно заполненная сцена в любых вариантах останется приятным бонусом. В целом – несомненный приз симпатий, за «уверенно нестандартный» характер.

Tехнические характеристики (по данным производителя)

Акустические системы Rosso Fiorentino Volterra

447 600 руб.

Тип – напольная акустическая система

Акустическое оформление – комбинированное, фазоинвертор для среднечастотного звена и закрытый ящик для низкочастотного.

Частотный диапазон (по уровню -3 дБ), Гц – 38—100 000

Количество полос – 2,5 (НЧ – 200 мм конус из Номекса, СЧ/НЧ – 165 мм конус из Номекса, ВЧ – 28 мм тканевый купол с покрытием, СВЧ – ленточный излучатель)

Сопротивление (номинальное/минимальное), Ом – 6/3

Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ – 87

Габариты, мм – 1050 x 280 x 310

Масса, кг – 37

Музыкальный материал

1. «Baroque Favourites» (EMI, CDCFP 4557)

2. «Baroque Music for Brass and Organ». Empire Brass Quintet with W. Kuhlman (Telarc, 80614)

3. Rimsky-Korsakov. Symphony №2 «Antar». Gothenburg Symphony Orchestra, Neeme Jrvi (DG, 423 605-2)

4. Beethoven «Piano Sonata No. 23 in F minor Appassionata». E. Gilels (DG, 457 296-2)

5. Schubert, Symhpony No. 4 D 417 «Tragic» in C-major, Kolner Rundfunk-Sinfonie-Orchester, Gunter Wand (RCA, 09026 63943 2)

6. «Organ Landscape: Lubeck, St. Jakobi». W. Baumgratz (MDG Gold, 319 0962-2)

7. Verdi «Requiem». Orchestre Rvolutionnaire et Romantique , J.E. Gardiner (Philips, 442 142-2)

8. The Who «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)

9. AC/DC «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)

10. Grave Digger «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)

Контрольный тракт

СD проигрыватель Musical Fidelity AMS CD-DAC

СD/SACD проигрыватель TAD D600

Предварительные усилители Musical Fidelity Primo, TAD C600

Усилители мощности Musical Fidelity Titan, TAD M4300

Акустические системы Rosso Fiorentino Volterra

Коммутация кабелями JIB

Технические характеристики и описание.