TAD-D600, C2000, M2500 (Тестирование журнала Hi-Fi NEWS #05'12)

Внимательные читатели наверняка вспомнят о Hi-End акустике TAD и выпущенных для них электронных компонентах — мы несколько раз упоминали об этих устройствах в наших репортажах с выставки CES. А если Вы читали американские аудио журналы, то наверняка могли видеть изображение легендарной напольной акустики TAD Reference One, а также полочных мониторов TAD Compact Reference, украшающих обложки некоторых изданий. Однако, техника от TAD до сих пор не была доступна покупателям за пределами Соединенных Штатов. Пришла пора познакомить с ними широкую аудиторию, что мы, с радостью, и делаем.

О TAD известно не так много, если, конечно, Вы не являетесь профессиональным инженером-акустиком или архитектором, проектирующим специализированные комнаты прослушивания для профессиональных студий звукозаписи.

Компания TAD была основана в 1975 году и занималась разработкой и производством высококлассного студийного оборудования и аудио аппаратуры для профессиональных студий звукозаписи. Позднее, руководство TAD Laboratories приняло решение наладить коммерческое производство "потребительских" Hi-End / Hi-Fi систем для ценителей высококлассного звука.

Сегодня TAD выпускает несколько электронных компонентов, которые предназначены для работы в связке с "премиальными" громкоговорителями TAD.

D600, CD / SACD / ЦАП - компонент, оснащенный 24-бит / 192 кГц-совместимыми цифровыми входами (S /PDIF и AES/EBU), позволяющими использовать бортовые конвертеры вместе с другими цифровыми источниками. Полностью аналоговый предусилитель — также скоро будет доступен европейским меломанам. Его прототип был представлен на выставке CES. Этот аппарат призван сопровождать С600 в системе уровня "цена не имеет значения" и раскачивать моноблоки M600.

В дополнение к своей линейке Reference, компания TAD выпустила и чуть более доступные аудио компоненты, получившие название Evolution. И снова, действующий прототип первых АС TAD, статные напольники TAD E1 были представлены посетителям выставки CES в Лас-Вегасе в начале этого года.

В данном обзоре мы фокусирует внимание на связке из предусилителя и усилителя C2000 / M2500 — эти компоненты могут стать достойными партнерами громкоговорителей E1 в стереосистеме.

В линейке TAD Labs Evolution пока нет дискового проигрывателя. Поэтому в нашем тесте связки C2000 / M2500 мы использовали дисковый проигрыватель Reference D600.

Компоненты серий Reference и Evolution не были бы самими собой, не будь они заключены в свои брутальные металлические корпуса с отделкой безукоризненного качества, выразительно подчеркивающей Hi-End статус устройств. Однако, аппараты соответствующих серий по разному являют свой лик миру. Если D600 (как и его партнер, который скоро появится) обладает эффектным наклонным ободом, то внешний облик M2500 куда более предсказуем и скромен. "Бесшовный" корпус выточен на станке из массивных блоков алюминия.

Обладая весом 26,5 кг плеер/ ЦАП D600 заключен в массивный двухслойный корпус из формованного алюминия и покрытой медью гальванической стали. Его выносной блок питания наделен 400VA трансформатором, (сил которого могло бы вполне хватить на то, чтобы работать в многих усилителях мощности!) и подключен к D600 с помощью двух омбилических кабелей с фиксирующими многоштырьковыми коннекторами. Эти кабели обладают длиной более полуметра — этого вполне достаточно для того, чтобы расположить внешний блок питания на отдельной полке стойки с аппаратурой. Мы уже посоветовали компании рассмотреть возможность комплектации устройства более длиными кабелями или предусмотреть их в качестве отдельной опции для тех, кто хочет спрятать блок питания подальше от глаз.

D600 оборудован светодиодным дисплеем по сторонам которого расположены две панели управления с чувствительными к нажатию секторами — вместо традиционных клавиш. Конечно, это и красивее, и солидней и добавляет модели особого тактильного шарма... Однако, по моим наблюдениям, подобное сенсорное управление вносит некую долю непредсказуемости в работу с плеером. Так, например, мне совершенно непреднамеренно удалось перевести аппарат в режим ожидания, в то время, когда я хотел лишь перейти к прослушиванию предыдущего трека на диске.

Под капотом — дисковый привод, заключенный в отдельный "кокон" для дополнительной экранировки. Привод оснащен особым бесщеточным электродвигателем постоянного тока, а также дисковым приемником плавного действия. Механизм дискового приемника наделен металлическими подшипниками и алюминиевым выдвижным дисковым треем с черненой поверхностью, устраняющей возможные отдельные отражения лазерного луча для повышения точности считывания данных.

В качестве цифроаналоговых конвертеров TAD предпочла чипы Burr-Brown PCM1794s, попарно соединенные по параллельной/балансной схеме. Адепты SACD наверняка будут негодовать, узнав о том, что D600 не обладает врожденным навыком "честного" декодирования DSD-сигнала. Соответственно при воспроизведении SACD-дисков данные конвертируются в формат PCM с дискретизацией 24 бит / 88.2 кГц. Однако, инженеры TAD уделили особое внимание точности обработке цифрового сигнала. Аппарат оснащен уникальным, сделанным на заказ, высокоточным тактовым генератором Ultra-high Presision Crystal Generator. Его использование позволило достичь небывало низкого уровня джиттера.

Чистый "аналог"

В аппарате C2000 "под общей крышей" уживаются "чисто аналоговый" предусилитель и ЦАП. Компонент построен по схеме "двойное моно" с отдельным блоком питания для каждого канала. Аналоговая секция — полностью балансная от входа до выхода. Цифровая секция оснащена точно таким же тактовым генератором UPCG и теми же конвертерами Burr-Brown PCM1794s, что используются в дисковом плеере D600. В C2000, однако, к RCA (S/PDIF) и XLR (AES/EBU) цифровым входам присоединился асинхронный USB-вход для воспроизведения аудиоданных с компьютера.

На своем сайте TAD разместила специальный драйвер для USB-входа. Этот драйвер обеспечивает полную функциональность "внешнего аудиоустройства" (USB Audio Class 2.0) и его совместимость с компьютером, работающим под управлением ОС Windows. Организуется передача компьютерных аудиоданных с дискретизацией до 192 кГц. При первом включении на дисплее фронтальной панели аппарата C2000 высвечивается надпись "D3: USB" (если активизирован третий цифровой вход). После загрузки драйверов и переподключения к ПК, надпись на дисплее впоследствии поменяется на "D3:USB2". Частота семплирования входных данных также отображается на фронтальной панели C2000.

Однако, как и в D600, фактическое максимальное звуковое разрешение, поддерживаемое C2000 составляет 96 кГЦ — это лимит задействованного здесь собственного кварцевого тактового генератора TAD. Инженеры компании утверждают, что с точки зрения качества звука, используемое ими решение гораздо лучше, нежели применить менее "аудиофильский" тактовый генератор, который бы мог формально поддерживать работу с сигналом 24-бит / 192 кГц.

Усилитель мощноси M2500 — чрезвычайно мощный аппарат класса D (Class D), по сути, объединяющий два монофонических усилителя, размещенных в одном общем корпусе.

Да, усилители класса D отличаются высокой мощностной эффективностью, обладая сравнительно компактными габаритами и малым весом. Особенно, когда используется блок питания, работающий в переключательном режиме. M2500 оснащен парой массивных линейных блоков питания (по одному на каждый канал). В том, что аппарат весит 43 кг — отдельная заслуга установленных в нем двух больших тороидальных трансформаторов.

Для своих усилителей, работающих в переключательном режиме, TAD Labs использует мощные MOFSET-транзисторы с очень низким сопротивлением срабатывания и отличающиеся отсутствием токоподводящего проводника. В модельном ряду TAD Labs есть и альтернативный усилитель мощности — модель M4300. Если M2500 обладает мощностью 2 х 500 Ватт, то аппарат M4300 может похвастать четырьмя каналами по 300 Ватт. Эту модель разработали для использования в более дорогих и пафосных системах, построенных по схеме двойного усиления (bi-amping). Таким образом, у покупателя появляется возможность более эффективно распределить имеющуюся у него наличность для создания системы, которая будет наилучшим образом работать в его апартаментах и выдавать в данных условиях желаемое звуковое давление (SPL).

Само очарование

Для озвучивания системы я использовал громкоговорители TAD Compact Reference (CR1). Это колонки из тех, которые обязательно "лучше один раз услышать", чтобы поверить. Я был до глубины души очарован, создаваемой аудиосистемой TAD голографической звуковой сценой, великолепной музыкальностью звучания и потрясающей динамикой...

Так, например, ставим пластинку Seal / "Killer", акустический альбом, изданный на двух компакт-дисках, включающий в себя лучшие произведения Seal с 1991 по 2004 год (Warner 9362 - 48958-2). Система выдает такой разоблачающий (Господи, никогда такой раньше не слышал) саунд, индивидуальные музыкальные элементы которого были разделены и упорядочены столь умело и методично, что каждый виртуальный звуковой источник занимал строго определенный участок пространства развернутой звуковой сцены.

Тонко и изыскано

Слушая, как играет плеер D600, подключенный через балансные выходы к усилителю Mark Levinson No383, я отметил, что проигрыватель выстраивает просто необъятные по мощи и глубин басы, сочетающиеся с тонкой, изысканной сладостью, что побуждает зрителя слушать все дальше и дальше... Струнный бас музыканта Danny Thompson в композиции Barb Jungr / "Lilac Wine" (с гибридного SACD Just Like A Woman, изд. Linn AKD 309) звучал непривычно "заземленно" и полнотело. В то же время яркая эскимосская фактура вокала Jungr буквально предстала обнаженной на фоне величественно темного занавеса звуковой сцены.

Сравнивая TAD D600 с двухблочным CD-проигрывателем Esoteric P03 / D0, я сделал вывод, что D600 отличается чуть более теплым, благоуханным и ярким тональным балансом и несколько более мягкой/расслабленной подвижностью. Там где плеер Esoteric демонстрировал преимущество в проработке фактуры деталей и разрешении, концентрируя на них внимание слушателя, TAD D600 брал за душу эмоциональным, разоблачающим, чувственным накалом.

"Аналоговое " звучание высокого полета

А теперь, я бы хотел рекомендовать TAD D600 как Hi-End дисковый проигрыватель для растущей аудитории поклонников аналогового звука. Да, плеер хорошо прорабатывает детали в "тенях", прекрасно выстраивает слоистую структуру звуковой сцены и обладает в меру жизнерадостной манерой "игры", благодаря которой даже самые жесткие и кровавые рок-композиции покажутся вполне аппетитными.

Такой характер звукоизвлечения сохраняется, если D600 использовать и в качестве ЦАП. Во время дополнительной сессии прослушивания я использовал мой старый, сильно потрепанный временем DVD-плеер Pioneer DV-868AVi в качестве CD-транспорта. Я завел песню "Should've Listened" с пластинки Road группы Nickelback (Roadrunner RR84002). В этом эксперименте я использовал S/PDIF (коаксиальное) соединение — звук был одновременно напористым и чистым в тех местах, где этот диск обычно демонстрировал раздражающий привкус самопальной записи.

Величайшая деликатность

Конечно же, у меня возникла прекрасная возможность сравнить секции ЦАП в аппаратах C600 и С2000. ЦАП в С600 проявил больше высоко благородной деликатности к аудиоматериалу. Хотя в звучании обоих ЦАПов конечно же наблюдалась семейная преемственность — стабильность и точность оставались неизменными. ЦАП в С2000 звучал чуть менее изысканно, но при этом он немного подчеркивал (обострял) "эффект присутствия" — его голос показался мне более сфокусированным. Без сомнений, каждый ЦАП обладает своими преимуществами — нельзя однозначно заявлять, что лучше, что хуже. Все зависит от того, какие записи Вы собираетесь слушать и что именно, вы больше всего цените в звуке.

В общем, тандем из С2000 / M2500 предусилителя и усилителя мощности переиграл мой интегральный усилитель Mark Levinson. Конечно, компоненты TAD стоят в четыре раза дороже. Однако, раньше мой №383 легко превосходил многие дорогие усилители. Но не в этот раз. Компоненты TAD звучат быстро, и ясно, буквально сдергивая пелену с аудиозаписи, высвобождая все сокрытые в ней слоистые структуры, заставляя музыку буквально оживать.

Недавно я скачал демо-сэмплы голландского аудиофильского лейбла Channel Classics Records (www.сhannelclassics.com) — фрагменты балета Стравинского "Жар-птица", исполненного оркестром Budapest Festival Orchestra под руководством Ивана Фишера. Демо-треки скачиваются в виде трех файлов сэмлированных с частотами 44.1 кГц, 96 кГц и 192 кГц. Прослушивая эти файлы, используя USB-терминал аппарата С2000, я ощутил различия в четкости и субъективной реалистичности, несмотря на то, что максимальная внутренняя рабочая частота обработки звука у С2000 составляет 96 кГц.

Очевидно, что электроника TAD наиболее синергетично звучит вместе со своими "родными" громкоговорителями. Аудиосистема, составленная из компонентов D600, C2000/M2500 и громкоговорителей CR1 воспроизводит упругий бас, глубоко уходящий под землю своими корнями, несмотря на сравнительно компактные габариты колонок. Меня впечатлили искрящиеся, живые, ясные и детальные высокие частоты.

Во время международного телефонного разговора, Andrew Jones подчеркнул, что TAD поставила перед собой найти свою тонкую грань между ультрапрозрачным мониторным звуком (который быстро утомляет слушателя) и комфортным домашним, легко ложащимся на слух звучанием. Andrew Jones сказал так: "Наша техника призвана играть в домах наших клиентов, а не в акустически подготовленном студийном помещении. Мы стремимся достичь наилучшего соответствия между звучанием системы и исходным материалом. Наша задача — проявить этот "первоисточник" через звук. Чем лучше Вы контролируете и чувствуете свою систему, тем более точный и отвечающий Вашим ожиданиям звук она воспроизводит".

Конечно, я был потрясен тем, что услышал за время тестирования аудиотехники TAD. Прослушивание компонентов такого высокого уровня отозвалось радостью в моем сердце (которое то и дело норовило выпрыгнуть из груди) и, конечно же, надолго мне запомнилось.

ВЕРДИКТ Hi-Fi NEWS

TAD— один из редких брендов на мировой Hi-End арене, способных создавать целостные аудиосистемы на уровне отдельных компонентов. Эти первые "потребительские" решения обладают техническим / дизайнерским совершенством и создают звук высочайшего качества. Техника TAD "обнажает" аудиозаписи, являя слушателю все заложенные в ней фактуры, но при этом всегда остается верна музыкальной идее. Занесите имена аудио компонентов TAD в список тех редких устройств, которое обязательно стоит услышать до конца жизни — даже если их цена, воспрепятствует тому, чтобы стать их обладателем!

Технические характеристики и описание.